ФАС: требование к удаленности места оказания услуг не более 3 км законно

ФАС признал законным требование к удаленности места оказания услуг по мойке

В решении от 20 октября 2017 г. по делу N ВП-509/17 ФАС отказала в удовлетворении жалобы участника закупки на положения извещения о запросе котировок, которыми было установлено требование к удаленности места оказания услуг по мойке транспортных средств заказчика. По условиям запроса котировок мойка должны была находиться на расстоянии не более 3 км от места расположения заказчика.

Решение ФАС от 20.10.17 г. по делу N ВП-509/17

В решении ФАС указал, что под данное условие запроса котировок подходит не менее 10 моечных станций. Таким образом, описание объекта закупки обоснованно, обусловлено объективными потребностями заказчика, соответствует положениям 33 статьи закона № 44-ФЗ и не содержит ограничивающих конкуренцию требований.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ

от 20 октября 2017 г. по делу N ВП-509/17

О РЕЗУЛЬТАТАХ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ

В СФЕРЕ ЗАКУПОК

На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17 «О создании комиссии по контролю в сфере закупок» Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее — Комиссия), рассмотрев обращение Д. (далее — Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях «К» (далее — Заказчик), при проведении Заказчиком запроса котировок на право заключения контракта на оказание услуг по мойке служебного транспорта (номер извещения 0137100002217000050) (далее — Запрос котировок), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17,

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Запроса котировок.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

  1. Заказчиком неправомерно установлено требование о месте оказания услуг, а именно не более 3 километров от места расположения Заказчика, что ограничивает количество участников закупки.
  2. Обоснование начальной (максимальной) цены контракта не содержит указание на количество услуг, а также цену за каждую услугу. Кроме того, обоснование начальной (максимальной) цены не содержит расчет цены услуг, указанных в техническом задании извещения о Запросе котировок. Также оказание услуг по начальной (максимальной) цене контракта невозможно.

Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Запроса котировок Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе.

В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением о проведении Запроса котировок, протоколами, составленными при осуществлении закупки:

1) извещение о проведении Запроса котировок размещено единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее — ЕИС) — 02.10.2017;

2) начальная (максимальная) цена контракта — 70 000 рублей;

3) на участие в Запросе котировок подана 1 заявка от участника закупки;

4) к участию в Запросе котировок допущен 1 участник закупки;

5) по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 79 Закона о контрактной системе Запрос котировок признан несостоявшимся;

6) по результатам проведения закупки 17.10.2017 заключен государственный контракт N 55/17.

  1. Согласно доводу, изложенному в обращении Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование о месте оказания услуг, а именно 3 километра от места расположения Заказчика, что ограничивает количество участников закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Пунктом 3 Технического задания Приложения N 2 к извещению о проведении Запроса котировок установлено: «Место предоставления услуг: моечная станция Исполнителя, которая должна располагаться на территории города Калуги, на расстоянии не более 3 километров от места расположения Заказчика. Расстояние от Заказчика (<…>) до моечной станции Исполнителя определяется с использованием сервиса Яндекс.Карты (https://yandex.ru/maps/6/kaluga/) подсервис «Маршруты» (Маршрут от места нахождения Заказчика до моечной станции Исполнителя в соответствии с данным сервисом не должен превышать расстояния 3 км, при этом при определении расстояния между пунктами к учету принимается наиболее кратчайший маршрут, предложенный сервисом Яндекс.Карты)».

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что указанное ограничение расстояния оказания услуг обусловлено потребностью Заказчика и спецификой оказываемой услуги. Кроме того, представитель заказчика представил графические изображения информации, свидетельствующей о том, что в установленном Заказчиком радиусе оказания услуг находятся не менее 10 моечных станций, удовлетворяющих потребности Заказчика.

Вместе с тем, Заявитель явку представителей не 6обеспечил и не представил доказательств в составе обращения, свидетельствующих о том, что Заказчиком неправомерно установлено требование о расстоянии, на котором должна располагаться моечная станция.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, в части установления ограничения расстояния оказания услуг, не противоречат положениям Закона о контрактной системе.

  1. Согласно доводу, изложенному в обращении Заявителя, обоснование начальной (максимальной) цены контракта не содержит указание на количество услуг, а также цену за каждую услугу. Кроме того, обоснование начальной (максимальной) цены не содержит расчета цены услуг, указанных в техническом задании извещения о Запросе котировок. Также оказание услуг по начальной (максимальной) цене контракта невозможно.

В соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 Закона о контрактной системе, и обоснованности закупок; обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.

В соответствии с частью 9 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации:

1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд;

2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;

3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.

В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о формировании Заказчиком начальной (максимальной) цены контракта, установленной в извещении о Запросе котировок, с нарушением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией не рассматривается.

  1. Согласно пункту 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, об отсутствие у участника закупки — физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица — участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации

Согласно пункту 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о том, что участник закупки — юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, изучив извещение о проведении Запроса котировок, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком не установлены требования о соответствии участника закупки положениям пунктов 7, 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают пункты 7, 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

  1. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 «Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063» (далее — Правила).

В соответствии с пунктом 4 Правил За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;

б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);

в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).

Согласно пункту 5 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Законом о контрактной системе), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа рассчитывается в порядке, установленном настоящими Правилами, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, и устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 10 процентов начальной (максимальной) цены контракта в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта в случае, если начальная (максимальная) цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 1 процент начальной (максимальной) цены контракта в случае, если начальная (максимальная) цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).

В соответствии с пунктом 6 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Изучив проект контракта извещения о Запросе котировок Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком не установлены надлежащим образом условия об ответственности Заказчика и исполнителя по контракту, поскольку проект контракта не содержит положения о порядке начисления пеней за просрочку исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также положений пунктов 4, 5, 6 Правил начисления штрафов за ненадлежащее исполнения условий контракта исполнителем.

Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащим образом условия об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, просрочку исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, нарушают части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17, Комиссия

решила:

  1. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 7, 7.1 части 1 статьи 31, частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
  2. В связи с тем, что по результатам проведения закупки заключен государственный контракт от 17.10.2017 предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Кофе-пауза: а вы пройдете тест на трезвость?

Свои ответы пишите в комментариях ниже.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *