Какие организации инвалидов имеют преимущества в закупках?

Какие организации инвалидов имеют преференции в закупках?

Закон о контрактной системе предоставляет преимущества организациям инвалидов при закупках определенных товаров, работ, услуг по перечню, утвержденному постановлением Правительства от 15.04.2014 № 341. Согласно 29 статье преимущества имеют общероссийские объединения инвалидов, а также компании, созданные общероссийскими объединениями, при условии соответствия установленным законом требованиям (по численности инвалидов, доле работников инвалидов в штате компании, доле оплаты труда работников-инвалидов в фонде оплаты труда компании). Однако только ли общероссийские объединения инвалидов и компании, созданные такими объединениями, вправе рассчитывать на преференции?

Позиция Минфина по вопросу предоставления преференций инвалидам в закупках

Напомним, что согласно 14 статье закона № 82-ФЗ об общественных объединениях такие организации могут быть общероссийскими, межрегиональными, региональными и местными.

На практике часто бывают случаи, когда на закупки выходят объединения инвалидов, не являющиеся общероссийскими. Либо заявки подают компании, созданные объединениями инвалидов, не являющиеся общероссийскими. При этом такие участники закупок заявляют (декларируют) о своем праве на предоставление преференций. Как поступать комиссии и заказчику, если на аукцион заявилась региональная организация инвалидов, представившая декларацию о праве на преимущества в соответствии с 29 статьей? Признавать заявки несоответствующими за недостоверность представленных сведений?

В письме от 16 мая 2017 г. N 24-03-07/29544 Минфин сообщил, что на преференции по 29 статье 44-го закона имеют право только общероссийские объединения инвалидов. Иные объединения инвалидов, в том числе региональные, не вправе на них претендовать. Такую же позицию регулятор контрактной системы озвучивал и позднее. С учетом данных разъяснений заявка региональной организации инвалидов, в которой приложена декларация по 29 статье, должна признаваться несоответствующей, так как содержит недостоверные сведения.

Вопрос: О предоставлении преимуществ региональным организациям инвалидов при участии в закупках.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 16 мая 2017 г. N 24-03-07/29544

Минфин России, рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) в части возможности предоставления преимуществ региональным организациям инвалидов при участии в закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сообщает следующее.

Статьей 29 Закона о контрактной системе предусмотрено, что организациям инвалидов предоставляются преимущества при участии в закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 29 Закона о контрактной системе указанные преимущества распространяются на общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем восемьдесят процентов, и на организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда — не менее чем двадцать пять процентов.

Согласно абзацу 1 статьи 33 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Закон N 181-ФЗ) общественные объединения, созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, есть форма социальной защиты инвалидов. При этом вторым абзацем статьи 33 Закона N 181-ФЗ установлено определение понятия общественной организации инвалидов.

Статьей 7 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее — Закон N 82-ФЗ) установлено, что общественные объединения могут создаваться в том числе в форме общественной организации. В соответствии со статьей 8 Закона N 82-ФЗ общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

При этом согласно статье 14 Закона N 82-ФЗ в Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения — организации, отделения или филиалы и представительства. Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

Учитывая различное содержание понятий общероссийского и регионального общественного объединения (в том числе общественной организации), Минфин России сообщает, что преференции, установленные статьей 29 Закона о контрактной системе, предоставляются исключительно общероссийским общественным организациям инвалидов и не распространяются на иные общественные организации инвалидов, в том числе на региональные.

А.М.ЛАВРОВ

16.05.2017

Однако с этой позицией можно не согласиться и вот почему.

Меры поддержки инвалидов в налоговом законодательстве

Дело в том, что схожие с закупочными меры поддержки предоставляются инвалидам и в других отраслях законодательства. В частности можно обратиться к положениям 381 (льготы по налогу на имущество организаций) и 395 (льготы по земельному налогу) статьи НК РФ, которыми организациям инвалидов, а также компаниям, созданным объединениями инвалидов, соответствующих определенным законом условиям, предоставляются налоговые льготы.

Также как и 44-м законе в 381 и 395 статьях сказано, что льготы предоставляются только общероссийским объединениям инвалидов (созданными ими компаниям). Однако по поводу применения этих положений сформирована единообразная судебная практика, по которой право на льготу имеют не только общероссийские объединения инвалидов, но и любые другие их объединения, в том числе региональные.

Такая позиция была доведена до арбитражных судов Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 17.11.2011 N 148 (пункт 4 Обзора практики). Такую позицию судьи заняли в рассмотренных делах по вопросу предоставления налоговых льгот (в частности, Постановление Президиума ВАС РФ от 13.02.2002, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.11.2006 № А21-10924/2005, ФАС Уральского округа от 03.10.2005 № Ф09-4376/05-С7, ФАС Поволжского округа от 16.04.13 № А65-17023/2012 ).

В основе такого подхода лежит позиция Конституционного Суда РФ, выраженная в постановлении от 23.12.1999 N 18-П, в котором суд, проверяя конституционность положений закона о тарифах страховых взносов, сделал вывод, что они противоречат Конституции России, международным соглашениям, и содержат дискриминационные положения. Положениями закона от тарифах страховых взносов от уплаты страховых взносов освобождались общероссийские организации инвалидов. Конституционный суд решил, что таким образом нарушается принцип равенства инвалидов, потому что меры их поддержки не должны зависеть от того, входят ли они в состав общероссийского объединения.

Аналогичный подход арбитражные суды распространили на налоговые льготы.

Позиция Минфина по вопросу предоставления налоговых льгот объединениям инвалидов

Позиция Минфина не всегда была последовательной в этом вопросе. Однако в одном из последних писем (письмо от 19 июня 2017 г. N 03-01-11/37874) Минфин сообщил, что компания, созданная региональным объединением инвалидов, являющимся структурным подразделением общероссийской организации инвалидов, имеет право на льготы по налогу на имущество организаций и земельному налогу.

Как видите, в налоговом законодательстве (в отличие от закупочного) Минфин допускает предоставление мер поддержки компании, созданной региональной организацией инвалидов.

Резюме

Так должны или не должны предоставляться преференции по 29 статье 44-ФЗ организации инвалидов, не являющейся общероссийской? С учетом приведенных позиций Конституционного Суда России, арбитражных судов о недопустимости дискриминации инвалидов полагаем, что преференции должны предоставляться любой организации инвалидов, а не только общероссийской.

Хотя судебная практика по применению 29 статьи 44-ФЗ по этому вопросу еще не сформирована, полагаем, что рано или поздно судьи будут применять аналогичный подход, что и ранее в отношении налогового законодательства.

В основе этого подхода лежат требования международных правовых актов, на которые указал Конституционный Суд России, не допускающих дискриминации инвалидов, в том числе по признаку территориального статуса их объединения.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *