Юридическая консультация онлайн

Какие организации инвалидов имеют преимущества в закупках?

Какие организации инвалидов имеют преференции в закупках?

Закон о контрактной системе предоставляет преимущества организациям инвалидов при закупках определенных товаров, работ, услуг по перечню, утвержденному постановлением Правительства от 15.04.2014 № 341. Согласно 29 статье преимущества имеют общероссийские объединения инвалидов, а также компании, созданные общероссийскими объединениями, при условии соответствия установленным законом требованиям (по численности инвалидов, доле работников инвалидов в штате компании, доле оплаты труда работников-инвалидов в фонде оплаты труда компании). Однако только ли общероссийские объединения инвалидов и компании, созданные такими объединениями, вправе рассчитывать на преференции?

Позиция Минфина по вопросу предоставления преференций инвалидам в закупках

Напомним, что согласно 14 статье закона № 82-ФЗ об общественных объединениях такие организации могут быть общероссийскими, межрегиональными, региональными и местными.

На практике часто бывают случаи, когда на закупки выходят объединения инвалидов, не являющиеся общероссийскими. Либо заявки подают компании, созданные объединениями инвалидов, не являющиеся общероссийскими. При этом такие участники закупок заявляют (декларируют) о своем праве на предоставление преференций. Как поступать комиссии и заказчику, если на аукцион заявилась региональная организация инвалидов, представившая декларацию о праве на преимущества в соответствии с 29 статьей? Признавать заявки несоответствующими за недостоверность представленных сведений?

В письме от 16 мая 2017 г. N 24-03-07/29544 Минфин сообщил, что на преференции по 29 статье 44-го закона имеют право только общероссийские объединения инвалидов. Иные объединения инвалидов, в том числе региональные, не вправе на них претендовать. Такую же позицию регулятор контрактной системы озвучивал и позднее. С учетом данных разъяснений заявка региональной организации инвалидов, в которой приложена декларация по 29 статье, должна признаваться несоответствующей, так как содержит недостоверные сведения.

Однако с этой позицией можно не согласиться и вот почему.

Меры поддержки инвалидов в налоговом законодательстве

Дело в том, что схожие с закупочными меры поддержки предоставляются инвалидам и в других отраслях законодательства. В частности можно обратиться к положениям 381 (льготы по налогу на имущество организаций) и 395 (льготы по земельному налогу) статьи НК РФ, которыми организациям инвалидов, а также компаниям, созданным объединениями инвалидов, соответствующих определенным законом условиям, предоставляются налоговые льготы.

Также как и 44-м законе в 381 и 395 статьях сказано, что льготы предоставляются только общероссийским объединениям инвалидов (созданными ими компаниям). Однако по поводу применения этих положений сформирована единообразная судебная практика, по которой право на льготу имеют не только общероссийские объединения инвалидов, но и любые другие их объединения, в том числе региональные.

Такая позиция была доведена до арбитражных судов Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 17.11.2011 N 148 (пункт 4 Обзора практики). Такую позицию судьи заняли в рассмотренных делах по вопросу предоставления налоговых льгот (в частности, Постановление Президиума ВАС РФ от 13.02.2002, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.11.2006 № А21-10924/2005, ФАС Уральского округа от 03.10.2005 № Ф09-4376/05-С7, ФАС Поволжского округа от 16.04.13 № А65-17023/2012 ).

В основе такого подхода лежит позиция Конституционного Суда РФ, выраженная в постановлении от 23.12.1999 N 18-П, в котором суд, проверяя конституционность положений закона о тарифах страховых взносов, сделал вывод, что они противоречат Конституции России, международным соглашениям, и содержат дискриминационные положения. Положениями закона от тарифах страховых взносов от уплаты страховых взносов освобождались общероссийские организации инвалидов. Конституционный суд решил, что таким образом нарушается принцип равенства инвалидов, потому что меры их поддержки не должны зависеть от того, входят ли они в состав общероссийского объединения.

Аналогичный подход арбитражные суды распространили на налоговые льготы.

Позиция Минфина по вопросу предоставления налоговых льгот объединениям инвалидов

Позиция Минфина не всегда была последовательной в этом вопросе. Однако в одном из последних писем (письмо от 19 июня 2017 г. N 03-01-11/37874) Минфин сообщил, что компания, созданная региональным объединением инвалидов, являющимся структурным подразделением общероссийской организации инвалидов, имеет право на льготы по налогу на имущество организаций и земельному налогу.

Как видите, в налоговом законодательстве (в отличие от закупочного) Минфин допускает предоставление мер поддержки компании, созданной региональной организацией инвалидов.

Резюме

Так должны или не должны предоставляться преференции по 29 статье 44-ФЗ организации инвалидов, не являющейся общероссийской? С учетом приведенных позиций Конституционного Суда России, арбитражных судов о недопустимости дискриминации инвалидов полагаем, что преференции должны предоставляться любой организации инвалидов, а не только общероссийской.

Хотя судебная практика по применению 29 статьи 44-ФЗ по этому вопросу еще не сформирована, полагаем, что рано или поздно судьи будут применять аналогичный подход, что и ранее в отношении налогового законодательства.

В основе этого подхода лежат требования международных правовых актов, на которые указал Конституционный Суд России, не допускающих дискриминации инвалидов, в том числе по признаку территориального статуса их объединения.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *