ФАС: возврат заявки незаконен, так как на счецсчете участника было достаточно средств

Решение ФАС о признании возврата заявки РТС-тендер незаконным

В решении от 18.10.18 по делу № 18/44/105/1377 ФАС признала нарушение в действиях площадки РТС-тендер, которая вернула заявку участника закупки, поданную на участие в электронном аукционе, и выдала предписание об устранении выявленных нарушений.

Комментарий к Решению ФАС о признании возврата заявки незаконным

Участнику закупки был открыт специальный счет в одном из уполномоченных банков, причем на момент подачи заявки на нем было достаточно средств для внесения обеспечения заявки. Вместе с тем, по каким-то причинам оператор площадки этого не увидел и вернул заявку участнику.

ФАС посчитал, что возврат заявки при наличии достаточных на специальном счете денежных средств нарушает положения ч. 20 ст. 44 Закона № 44-ФЗ и признал в таких действиях нарушение. В результате заказчику и площадке выданы предписание о проведении закупочных процедур заново.

Решение ФАС от 18.10.18 по делу № 18/44/105/1377

РЕШЕНИЕ

по делу № 18/44/105/1377 о нарушении

законодательства Российской Федерации

о контрактной системе в сфере закупок

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) рассмотрев жалобу АО «Р-Фарм» (далее – Заявитель) на действия ООО «РТС-Тендер» (далее – Оператор электронной площадки) при проведении Министерством здравоохранения Республики Дагестан (далее – Заказчик), аукционной комиссией Министерства здравоохранения Республики Дагестан (далее – Аукционная комиссия), Комитетом по государственным закупкам Республики Дагестан (далее – Уполномоченный орган), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку лекарственных препаратов (номер извещения  0103200008418006040) (далее – Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

УСТАНОВИЛА:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, не обеспечившего 09.10.2018 надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых для проведения Аукциона, в связи с чем у Заявителя отсутствовала возможность подать заявку на участие в Аукционе.

Представитель Оператора электронной площадки не согласился с доводом Заявителя, и сообщил что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

  • извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru – 01.10.2018;
  • способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – Аукцион;
  • начальная (максимальная) цена контракта –1 845 930 рублей;
  • дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе – 09.10.2018;
  • дата проведения Аукциона – 15.10.2018;
  • на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.

Согласно доводу жалобы Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, не обеспечившего 09.10.2018 надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых для проведения Аукциона, в связи с чем у Заявителя отсутствовала возможность подать заявку на участие в Аукционе.

В соответствии с частью 5 статьи 24.1 Закона о контрактной системе обмен информацией, связанной с аккредитацией на электронной площадке, специализированной электронной площадке и проведением электронных процедур, закрытых электронных процедур, между участником закупки, заказчиком, оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки осуществляется на электронной площадке, специализированной электронной площадке в форме электронных документов. Правительство Российской Федерации вправе определить типовую форму заявки на участие в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, а также вправе установить требования к содержанию, составу, порядку разработки типовой документации о закупке. Такие типовая заявка, типовая документация обязательны для применения заказчиками и (или) участниками закупки.

В соответствии с частью 13 статьи 24.1 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки обязаны обеспечить непрерывность проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых для их проведения, равный доступ участников закупок к участию в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, неизменность подписанных усиленной электронной подписью документов.

В соответствии с частью 10 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых установлен Правительством Российской Федерации (далее — специальный счет).

В соответствии с пунктом 24 дополнительных требований к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 июня 2018 года № 656 (далее – Постановление 656), оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки заключают соглашения о взаимодействии с каждым из банков, включенных в установленный Правительством Российской Федерации перечень в соответствии с частью 10 статьи 44 Закона о контрактной системе. Взаимодействие между оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки и банком осуществляется в электронной форме.

В соответствии с частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе каждый оператор электронной площадки заключает соглашения о взаимодействии с каждым из банков, включенных в установленный Правительством Российской Федерации перечень в соответствии с частью 10 статьи 44 Закона о контрактной системе. Требования к условиям таких соглашений определены Правительством Российской Федерации. Банк вправе открывать специальные счета участникам закупок только после заключения соглашений о взаимодействии с каждым из операторов электронной площадки. Ответственность оператора электронной площадки перед банком за своевременность и достоверность информации, предоставляемой оператором электронной площадки банку в целях выполнения банком требований настоящей статьи, определяется соглашением о взаимодействии оператора электронной площадки с банком.

Согласно части 20 статьи 44 Закона о контрактной системе блокирование денежных средств не осуществляется в случае отсутствия на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере обеспечения данной заявки, информация о котором направлена оператором электронной площадки. Оператор электронной площадки обязан вернуть заявку подавшему ее участнику в течение одного часа с даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе в исключительно в случаях, если на специальном счете участника закупки отсутствуют незаблокированные денежные средства в размере обеспечения заявки либо блокирование денежных средств на специальном счете не может быть осуществлено в связи с приостановлением операций по такому счету в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 12 статьи 66 Закона о контрактной системе одновременно с возвратом заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с частью 20 статьи 44 Закона о контрактной системе, частью 11 статьи 66 оператор электронной площадки обязан уведомить в форме электронного документа участника такого аукциона, подавшего данную заявку, об основаниях ее возврата с указанием положений Закона о контрактной системе, которые были нарушены. Возврат заявок на участие в таком аукционе оператором электронной площадки по иным основаниям не допускается.

Таким образом, Оператор электронной площадки обязан обеспечить надежность функционирования программно-аппаратных средств при проведении электронных процедур, используемых для проведения электронных процедур путем взаимодействия с соответствующим банком в порядке, установленным в соответствии с Соглашением, а также с учетом Закона о контрактной системе.

В соответствии с извещением о проведении Аукциона срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе — 09.10.2018 в 06:00.

Пунктом 6.2 Информационной карты документации об Аукционе установлено: «1 % от НМЦК – 18 459,30 рублей».

Как следует из сведений, представленных в жалобе, Заявителем открыт специальный счет в отделении АО «Райффайзенбанк». При этом, в ходе рассмотрения жалобы Комиссии не представлено сведений о том, что на специальном счете Заявителя отсутствуют незаблокированные денежные средства, а также, сведений о том, что специальный счет в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлен.

Кроме того, согласно сведениям банковской выписки от 08.10.2018 по счету АО «Р-Фарм», у Заявителя имеется необходимый размер незаблокированных денежных средств для обеспечения заявки на участие в Аукционе.

Вместе с тем, представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии не представил сведений, свидетельствующих о том, что Оператором электронной площадки обеспеченна надежность функционирования программно-аппаратных средств при проведении Аукциона, используемых для проведения электронных процедур путем взаимодействия с соответствующим банком в порядке, установленным в соответствии с Законом о контрактной системе.

Таким образом, учитывая установленный частью 12 статьи 66 Закона о контрактной системе запрет на возврат заявки по иным основаниям, не предусмотренным частью 20 статьи 44, частью 11 статьи 66
Закона о контрактной системе, Комиссия приходит к выводу, что действия Оператора электронной площадки не соответствуют требованиям частей 13, 20 статьи 44 Закона о контрактной системе и нарушают часть 12 статьи 66 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу АО «Р-Фарм» обоснованной.
  2. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение части 13 статьи 44 Закона о контрактной системе.
  3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
  4. Передать материалы от 18.10.2018 по делу № 18/44/105/1377 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Кофе-пауза: а вы пройдете тест на трезвость?

Свои ответы пишите в комментариях ниже.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *