Обзор изменений закона о контрактной системе с 01.07.2018
Содержание
- 1 Новые положения закона № 44-ФЗ, действующие с 01.07.2018
- 2 Что нужно учесть с 1 июля 2018 года?
- 3 Новое единое требование к участникам закупки
- 4 Изменение требований к условиям контракта
- 5 Возможность увеличения количества товара при заключении контракта
- 6 Новые правила обеспечения заявок
- 7 Новые требования к заявке на участие в аукционе
- 8 За отсутствие паспортных данных руководителя заявку могут признать несоответствующей
- 9 Изменен срок рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе
- 10 Новые требования к протоколу рассмотрения заявок
- 11 Определен минимальный размер шага аукциона
- 12 Скорректированы требования в отношении отчетов об этапах исполнения контрактов
- 13 Размещение сведений о расторжении и изменении контрактов в ЕИС
- 14 Размещение сведений в реестре контрактов
- 15 Электронные процедуры
- 16 Внешняя экспертиза для несостоявшихся электронных процедур
- 17 Письмо Минфина от 25.06.18 о последних новациях в 44-й и 223-й законы
- 18 Закон об упрощении закупок от 01.05.2019 г. № 71-ФЗ
- 19 Кофе-пауза: А вы пройдете тест на трезвость?
Новые положения закона № 44-ФЗ, действующие с 01.07.2018
Федеральным законом № 504-ФЗ в 44-й закон внесены значительные изменения. Основное содержание этих изменений связано с переводом закупок в электронную форму. Но помимо этих изменений участников закупочных отношений ждет много других нововведений, про основные из которых мы расскажем в этой статье.
Что нужно учесть с 1 июля 2018 года?
Федеральный закон № 504-ФЗ вступает в силу поэтапно. Ряд его положений уже действует с января 2018 года, а также с 01.06.2018, другие вступят в силу с 01.01.2019 г. Большой блок значительных изменений вступает в силу с 01.07.2018 г.
Новое единое требование к участникам закупки
В извещении и закупочной документации, размещаемой с 01.07.2018 г., заказчикам нужно предусмотреть новое единое требование, а именно отсутствие ограничений для участия в закупках, установленных законодательством.
Появление такого требования, видимо, обусловлено ситуацией, которая возникла при введении указом президента запрета на допуск к закупкам продукции из Турции. Долгое время ни ФАС, ни Минэкономразвития России не могли сформулировать, каким образом предусматривать в закупочной документации такой запрет. Не было определенности и в правоприменительной практике. С появлением же нового требования данные запреты или иные подобные меры, по нашему мнению, вполне подпадают под указанное положение.
Изменение требований к условиям контракта
Вносятся изменения в 34 статью Закона № 44-ФЗ. Вместо ставки рефинансирования, в законе прописана ключевая ставка. Таким образом, устранено противоречие между положениями и закона и постановления Правительства № 1042, в котором уже давно указана именно ключевая ставка, а не ставка рефинансирования. И хотя это противоречие не вызывало каких-то серьезных спорных ситуаций, так как ключевая ставка приравнена к ставке рефинансирования, тем не менее, данное несоответствие лучше было бы устранить, что и произошло.
Другое нововведние связано с уменьшением суммы оплаты по контракту в пользу юридического лица или предпринимателя на размер налогов или иных обязательных платежей в бюджет, если обязанность по их перечислению лежит на заказчике. До 01.07.2018 такое уменьшение возможно было только в отношении физического лица.
Возможность увеличения количества товара при заключении контракта
С 01.07.2018 года заказчики смогут осуществлять такое увеличение в пределах разницы между НМЦК и предложенной ценой контракта не только в конкурсах и аукционах, но и при проведении запросов предложений. В запросе котировок такое увеличение не возможно, так как в этой процедуре закупочная документация не составляется.
Новые правила обеспечения заявок
Согласно положениям 44 статьи в редакции, действующей с 01.07.2018, заказчик обязан установить требования к обеспечению заявок при проведении конкурсов и аукционов, если НМЦК превышает 5 млн. руб. При этом Правительство имеет право установить иное. Такое право Правительство реализовало в постановлении № 439, согласно которому требование к обеспечению заявок должно быть установлено в закупках с НМЦК более 1 млн. руб. Открытым остается вопрос, можно ли установить требования к обеспечению заявок в закупках с НМЦК до 1 млн. руб.
Кроме того, по новым правилам с 01.07.2018 обеспечение заявок по выбору участника закупки можно будет представить путем внесения денежных средств либо путем предоставления банковского гарантии. Причем с 01.10.18 для внесение обеспечения заявки для участия в электронной процедуре потребуется спецсчет.
Установлены также требования к размерам обеспечения заявок в зависимости от НМЦК. При этом особенности обеспечения заявок предусмотрены для закупок у организаций УИС и организаций инвалидов в случае предоставления им соответствующих преимуществ.
Новые требования к заявке на участие в аукционе
Теперь первая часть заявки должны содержать:
- согласие на поставку, выполнение работ, оказание услуг (такое согласие будет формироваться на ЭТП);
- наименование страны производства товара, его конкретные показатели, товарный знак (если осуществляется закупка товара или работ/услуг для осуществления которых используется товар).
Вторая часть заявки должна содержать документы, предусмотренные подзаконными актами, принятыми в рамках 14 статьи 44-го закона. В случае отсутствия подтверждающих страну происхождения документов заявка признается содержащей предложения товара из иностранных государств.
Кроме того, с 01.07.2018 декларация о соответствии единым и дополнительным требованиям, а также декларация о принадлежности к СМП и СОНКО, будет формироваться с помощью средств ЭТП. Предоставление таких деклараций отдельными документами для участия в аукционе не потребуется.
За отсутствие паспортных данных руководителя заявку могут признать несоответствующей
С 01.07.2018 года действует новая ст. 24.1, а также внесены изменения в ст. 69. Согласно этим изменениям в случае отсутствия сведений и документов, предусмотренных ст. 24.1 заявку могут признать несоответствующей. И хотя перечень информации и документов, которые ранее представлялись участниками аукционов изменился не сильно, есть и значительные изменения в части, касающихся предоставления паспортных данных руководителя участника закупки. Если их не учитывать, это может привести к признанию заявки несоответствующей.
Изменен срок рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе
С 01.07.2018 г. вступает в силу положение закона, согласно которому первые части заявок должны быть рассмотрены:
- в течение 1 рабочего дня с даты окончания срока подачи заявок, если НМЦК не превышает 3 млн. руб.;
- в течение 7 дней (календарных) с даты окончания срока подачи при более высокой НМЦК.
Новые требования к протоколу рассмотрения заявок
С 01.07.2018 протокол рассмотрения заявок должен будет содержать информацию о наличии предложений иностранных товаров, если в аукционе установлены условия, запреты и ограничения в соответствии с 14 статьей 44-го закона.
Определен минимальный размер шага аукциона
С 01.07.2018 шаг аукциона не может составлять менее 100 руб.
Скорректированы требования в отношении отчетов об этапах исполнения контрактов
Отчеты об этапах исполнения контрактов с 01.07.2018 нужно размещать, если контракт заключен:
- на стройку, капремонт, реконструкцию объектов капитального строительства;
- на работы по сохранению культурных объектов;
- с ценой более 1 млрд. рублей
О том, как размещать отчеты об исполнении контрактов с 01.07.18, рассказал Минфин.
Размещение сведений о расторжении и изменении контрактов в ЕИС
Наконец-то утратит силу ч. 26 ст. 95 44-го закона, по которой информация о расторжении или изменении контракта должна была размещаться в ЕИС в течение 1 рабочего дня. Теперь такие сведения нужно размещать только в реестре контрактов в сроки, установленные в соответствии со ст. 103 44-го закона.
Размещение сведений в реестре контрактов
Увеличены сроки для размещения сведений в реестре контрактов. С 1 июля сведения о заключении, исполнении, расторжении, изменении контракта размещаются в течении 5 рабочих дней, а не 3-х как ранее.
Электронные процедуры
Много изменений в 44-м законе связаны с расширением электронных процедур. Помимо аукционов в скором времени электронными станут конкурсы, запросы котировок и запросы предложений. В 504-м законе установлены переходные положения по этому поводу.
С 1 июля заказчики вправе проводить электронные процедуры вместо бумажных конкурсов, запросов котировок и запросов предложений.
С 1 января 2019 году заказчики будут обязаны это делать, а от бумажных процедур придется отказаться.
Внешняя экспертиза для несостоявшихся электронных процедур
И еще одно новшество, которое многими осталось незамеченным. При заключении контракта по результатам несостоявшихся электронных процедур (с 01.07.2018 по п. 25.1, 25.2, 25.3 ч. 1 ст. 93), в том числе электронного аукциона, при приемке исполнения контракта обязательно должна проводиться внешняя экспертиза. Приемки, проведенной силами заказчика, с 01.07.2018 в таких случаях не достаточно.
Вместе с тем, видимо, такое изменение закона было ошибочным. Минфином внесен законопроект, по которому требование внешний экспертизы для таких случаев отменяется. Этим же законопроектом предлагается отмена извещений и отчетов-обоснований по закупкам у единственного поставщика.
Письмо Минфина от 25.06.18 о последних новациях в 44-й и 223-й законы
Последние разъяснения регулятора контрактной системы о внесенных в закон изменениях читайте здесь.
Закон об упрощении закупок от 01.05.2019 г. № 71-ФЗ
С 12 мая 2019 г. вступают в силу первые изменения, вносимые законом об упрощении закупок № 71-ФЗ от 01.05.2019 г. Подробнее об этих изменениях читайте в статье на нашем сайте и смотрите в следующем видеообзоре.
Кофе-пауза: А вы пройдете тест на трезвость?
Свои ответы пишите в комментариях ниже. Будьте внимательны, все не так просто.
Нет комментариев