Письмо Минфина России от 25.10.2021 N 24-06-06/86152 об этапе исполнения контракта

Письмо Минфина России от 25 октября 2021 г. N 24-06-06/86152

Об этапах исполнения контрактов

С 2022 года в законе № 44-ФЗ закреплено понятие «этапа исполнения контракта». Многих заказчиков при этом волнует вопрос, как отражать этапы в плане графике, реестре контрактов. Особенно, когда объем закупаемых ТРУ заранее неизвестен. Эти вопросы задали минфину и вот, что он ответил. Ниже приведено Письмо Минфина России от 25 октября 2021 г. N 24-06-06/86152 с ответами на вопросы об этапе исполнения контрактов. Из ответа видно, что минфин намекает на возможность уйти от этапа, если по условиям контракта у заказчика после приемки части ТРУ не возникнет обязанность по оплате. Однако при таком подходе не исключены претензии контролирующих органов о нарушении ст. 34 закона 44-ФЗ в части сроков оплаты и споры с участниками закупок.

Письмо МФ РФ от 25.10.2021 N 24-06-06/86152

Вопрос: В настоящее время заказчиками осуществляются закупки товаров, работ, услуг при планировании которых невозможно спрогнозировать точный объем и необходимые даты поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Исполнение таких контрактов осуществляется периодически (в том числе и ежедневно) по заявкам заказчиков, а оплата осуществляется после подписания каждого документа о приемке, при этом данные действия не закреплены в контрактах как отдельные этапы исполнения контракта (например, в контрактах на поставку продуктов питания, оказание услуг по ремонту и диагностики техники и другие).

С 1 января 2022 года пунктом 8.4 части 1 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вводится понятие отдельного этапа исполнения контракта, как части обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку и оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. В результате чего действия заказчиков по приемке товаров, работ, услуг по заявкам заказчиков и их оплата будут подпадать под данное определение.

Однако в связи с тем, что при планировании и заключении контрактов, исполнение которых осуществляется по заявкам заказчиков, невозможно указать объем и периодичность поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, а формирование объемов и сроков поставки осуществляется при фактическом исполнении контрактов, просим выразить позицию в отношении допустимости заключения с 1 января 2022 года контрактов без выделения отдельных этапов исполнения контракта, при том, что приемка товаров, работ, услуг и их оплата будет осуществляться периодически по заявкам заказчиков в течение срока исполнения контракта.

В случае недопустимости заключения таких контрактов просим разъяснить порядок отражения в контрактах без объема информации об этапах исполнения, когда на стадии планирования спрогнозировать объем и даты поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг не представляется возможным, а также просим разъяснить порядок отражения такой информации в реестре контрактов.

Ответ: Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент), рассмотрев обращение Департамента по регулированию контрактной системы по вопросу о применении положений Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 360-ФЗ) в части установления отдельного этапа исполнения контракта, сообщает следующее.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

Вместе с тем в рамках компетенции Департамента полагаем необходимым отметить следующее.

Законом N 360-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ), закрепляющие в том числе определение отдельного этапа исполнения контракта.

Так, согласно пункту 8.4 части 1 статьи 3 Закона N 44-ФЗ, вступающему в силу с 01.01.2022, отдельным этапом исполнения контракта является часть обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку (с оформлением в соответствии с Законом N 44-ФЗ документа о приемке) и оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

Таким образом, отдельный этап исполнения контракта подразумевает, что в отношении части обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом устанавливается обязанность заказчика обеспечить приемку определенной части поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с оформлением соответствующего документа о приемке, а также оплатить указанную часть выполненного обязательства по контракту.

Пунктами 8 и 9 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ в редакции Закона N 360-ФЗ предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы), а также информацию о начальной (максимальной) цене контракта (цене отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).

Частью 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

В соответствии со статьей 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

С учетом изложенного, в случае, указанном в обращении, при котором срок определяется событием (заявка заказчика), поставка части товара, выполнение части работы, оказание части услуги с последующей приемкой и оплатой, может являться отдельным этапом исполнения контракта при условии, что контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку и оплату поставленной части товара, выполненной части работы, оказанной части услуги.

При этом, в понимании пункта 8.4 части 1 статьи 3 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 360-ФЗ), осуществление приемки части товара, части выполненной работы, части оказанной услуги само по себе не является отдельным этапом исполнения контракта и, соответственно, не влечет обязанности по ее отдельной оплате.

Заместитель директора Департамента                                                      Д.А. Готовцев

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.