Решение Санкт-Петербургского УФАС от 26.05.2021 по жалобе № Т02-418/21
Содержание
Решение УФАС по Санкт-Петербургу от 26.05.2021
по жалобе № Т02-418/21
Санкт-Петербургское УФАС признало обоснованной нашу жалобу на конкурсную документацию унитарного предприятия Путь. Кроме ограничивающих конкуренцию требований техзадания, УФАС признал несправедливыми условия проекта договора, в том числе об ответственности; а также признал незаконным такой критерий оценки заявок, как соответствие товара оригиналу.
Решение УФАС по жалобе на конкурсную документацию СПБ ГУДП Путь
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:
<…> ;
с участием представителей СПб ГУДП «Путь» (далее – Организатор торгов) и ООО «Кратер» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 17.05.2021 вх. №16290-ЭП/21) ООО «Кратер» на действия организатора торгов СПб ГУДП «Путь» при организации и проведении открытого конкурса на поставку технических масел и жидкостей в ассортименте (извещение № 32110258056), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
30 апреля 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение
№ 32110258056 о проведении открытого конкурса на поставку технических масел и жидкостей в ассортименте (далее — Закупка), включая аукционную документацию (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупке Санкт-Петербургского государственного унитарного дорожного предприятия «Путь», версия 24 от 28.01.2021 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
№ п/п | Наименование | Значение |
1. | Начальная (максимальная) цена | 10 000 000,00 ₽ |
2. | Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
30.04.2021 |
3. | Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
17.05.2021 в 16:00 (МСК) |
4. | Дата и время рассмотрения и оценки заявок
(по местному времени заказчика) |
18.05.2021 (МСК) |
5. | Место рассмотрения и оценки заявок | Санкт-Петербург, Майков переулок, д. 9 |
2. Доводы жалобы.
1) Заявитель оспаривает установление в Техническом задании Документации требований к конкретным показателям товаров не в соответствии с нормативно-технической документацией;
2) Заявитель полагает неправомерными установленные Организатором торгов требования к товару по ряду позиций Технического задания Документации, не позволяющие осуществить поставку указанного товара ввиду несоответствия фактическим характеристикам товара;
3) По мнению Заявителя в Техническом задании Документации Организатором торгов предъявляются ненадлежащие требования по позиции 10, не соответствующие указанному стандарту ГОСТ 8581-78;
4) Заявитель полагает дискриминационным и ненадлежащим установленный в п. 19 Информационной карты Документации порядок оценки заявок по критериям «Наличие документа, подтверждающего, что участник является официальным дистрибьютором предприятия-изготовителя Товара» и «Соответствие товара оригиналу» в отсутствие пропорциональной зависимости между предметом оценки и количеством баллов по показателям;
5) По мнению Заявителя положения п.п. 7.5, 9 Проекта договора Документации не соответствуют ч. 1 ст. 5 Закона №223-ФЗ и ч. 10 ГК РФ, а также нарушают баланс интересов сторон и ставят их в неравное положение, что является фактором ограничения конкуренции.
Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/14160/21 от 20 мая 2021 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.
СПб ГУДП «Путь» относится к унитарным предприятиям, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
На основании ч. 8 ст. 4 Закона №223-ФЗ извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.
По первому и второму доводам жалобы:
В соответствии с п. 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.
Частью 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
На основании п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
Также согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
На основании пп. 1 п. 8 разд. 2 ч. I Документации каждый участник в составе своей заявки подает одно конкурсное предложение по форме, установленной в Информационной карте (далее форма «Конкурсное предложение»), с указанием предложений по каждому лоту отдельно (в случае проведения конкурса по 2 и более лотам).
Согласно п. 11 ч. II Документации описание участниками поставляемого товара, являющегося предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, позволяющее сравнить соответствие предлагаемого Товара Техническому заданию, должно быть представлено в Техническом предложении (по форме в Приложении №3 к Информационной карте).
Приложением №3 к ч. II Документации установлена форма «Техническое предложение», в инструкции по заполнению которой указано, что участник закупки должен в своей заявке прописать конкретные показатели (в виде единичного значения), не выходящие за пределы указанных в Техническом задании значений. Не допускается использование формулировок «не более», «не менее», «не выше», «не ниже. В случае если параметры в пределах диапазона, участник так же указывает диапазон в соответствии с требованиями Технического задания и параметрами предлагаемого товара.
Техническое задание Документации содержит перечень закупаемых товаров из 19 позиций, а также требования к их характеристикам.
Позиции 1 Технического задания Документации соответствует товар полусинтетическое моторное масло NSL TIDAL POWER HDX 10W40, в отношении которого от участника Закупки в Техническом предложении требуется указать в числе прочего следующие показатели: вязкость кинематическая при 100С и 40С; индекс вязкости; температура застывания; щелочное число.
Представители Заявителя пояснили, что данный показатель не может быть конкретизирован участником в составе заявки, поскольку меняется от партии к партии, а участник не должен иметь в наличии товар, предлагаемый к поставке, в момент подачи заявки, в подтверждение представив паспорта на разные партии моторного масла NSL TIDAL POWER HDX 10W40 со значениями вязкости кинематической, индекса вязкости, температуры застывания, температуры вспышки и щелочного числа, отличающимися от партии к партии.
Кроме того, из представленных паспортов на моторное масло NSL TIDAL POWER HDX 10W40 следует, что фактические характеристики вязкости кинематической, индекса вязкости и щелочного числа конкретной партии моторного масла NSL TIDAL POWER HDX 10W40 не соответствуют требуемым Организатором торгов характеристикам.
Аналогично позиции 2 Технического задания Документации соответствует товар «Гидравлическое масло NSL HYDRA POWER BC plus 46 или эквивалент», в отношении которого от участника закупки требуется указать в числе прочего следующие показатели: плотность при 15С; индекс вязкости; температура застывания; температура вспышки.
Представители Заявителя представили паспорта на разные партии гидравлического масла NSL HYDRA POWER BC plus 46 со значениями плотности при 15С, индекса вязкости, температуры застывания и вспышки, отличающимися от партии к партии.
Кроме того, из представленных паспортов на гидравлическое масло NSL HYDRA POWER BC plus 46 следует, что фактическая характеристика индекса вязкости конкретной партии гидравлического масла NSL HYDRA POWER BC plus 46, равная 160, не соответствует требуемой Организатором торгов вязкости не менее 183.
Таким образом Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что Организатором торгов по ряду позиций Технического задания Документации предъявляются ненадлежащие требования к конкретным показателям товаров не в соответствии с нормативно-технической документацией производителей.
На основании изложенного по первому и второму доводам жалобы Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по необоснованному установлению в Техническом задании Документации чрезмерных ненадлежащих требований к конкретным показателям товаров, не соответствующих нормам НТД производителей и фактическим характеристикам товаров, нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п.п. 1, 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований нормы статей, допущенные при организации и проведении процедуры Закупки.
В отношении третьего довода жалобы:
Позиции 10 Технического задания Документации соответствует товар Масло дизельное разливное М8Г2К Лукойл (Россия) (или эквивалент), в отношении которого от участника Закупки в Техническом предложении требуется указать в числе прочего следующие показатели:
Масло дизельное разливное М8Г2К Лукойл (Россия) (или эквивалент) | ГОСТ
8581-78 |
Вязкость SAE | х |
Плотность при 20 °C, кг/м3
( ГОСТ3900/ASTM D4052) |
не менее 879,3 | ||
Вязкость кинематическая (ГОСТ33/ASTM D445):
— при 100°C, мм2/с |
не менее 8,32 | ||
Индекс вязкости, (ГОСТ25371/ASTM D 2270); | не менее 116 | ||
Температура вспышки в открытом тигле,°C ГОСТ4333/ASTM D | не ниже 241 | ||
Температура застывания , °C, (ГОСТ20287 (Метод Б) | не выше — 40 | ||
Щелочное число, мг KOH/г, (ГОСТ11362) | не менее 6,4 | ||
Зольность сульфатная, % , (ГОСТ12417/ASTM D 874) | не более 0,95 |
При этом в позиции 10 Технического задания Документации установлено требование о соответствии товара ГОСТ 8581-78.
Вместе с тем, положения ГОСТ 8581-78 для марки м-8Г2к содержат иные характеристики, не соответствующие требуемым Организатором торгов в позиции 10 Технического задания Документации.
Таким образом Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что Организатором торгов по ряду позиций Технического задания Документации предъявляются ненадлежащие требования к товарам, не соответствующие положениям ГОСТ.
На основании изложенного по третьему доводу жалобы Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по необоснованному установлению в позициях Технического задания Документации чрезмерных ненадлежащих требований к характеристикам товаров, не соответствующих положениям ГОСТ, нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п.п. 1, 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований нормы статей, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.
В отношении четвертого довода жалобы:
Согласно п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
В соответствии с п. 19 ч. II Документации для выявления лучших условий исполнения договора и определения победителя конкурса комиссия по закупкам заказчика применяет балльную систему.
Исходя из конкурсных предложений участников, каждой заявке начисляются баллы по следующим критериям:
Наименование критерия | Максимальное значение баллов по критерию (Бmax) |
Цена предложения | 60 |
Минимальный срок поставки партии товара с момента получения заявки, в часах (из предложенных вариантов) | 15 |
Наличие документа, подтверждающего, что участник является официальным дистрибьютором предприятия-изготовителя Товара | 10 |
Соответствие товара оригиналу | 15 |
Расчет количества баллов по критерию «Наличие документа, подтверждающего, что участник является официальным дистрибьютором предприятия-изготовителя Товара» производится на основании Таблицы:
Наличие документа, подтверждающего, что участник является официальным дистрибьютором предприятия-изготовителя Товара | Количество баллов |
Имеется ко всем позициям Товара | 10 |
Имеется к 10 позициям Товара и более | 5 |
Имеется к 9 позициям Товара и менее | 0 |
Основание – предоставленная копия документа.
Расчет количества баллов по критерию «Соответствие товара оригиналу»
Количество баллов | |
Предлагается по всем позициям оригинальный товар в соответствии с торговой маркой, указанной в техническом задании | 15 |
Хотя бы в одной позиции предлагается эквивалент | 0 |
Основание – предоставленное техническое предложение.
Вместе с тем, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России полагает, что предусмотренный порядок оценки по критерию «Соответствие товара оригиналу» не соответствует предмету Закупки и требованиям к поставляемым товарам, сформированным в виде характеристик оригинала с возможностью поставки эквивалентного товара, применяемым в равной степени без каких-либо преимущественных условий в отношении оригинала.
Таким образом, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о том, что установленные Организатором закупки условия оценки заявок по критерию «Соответствие товара оригиналу» являются ненадлежащими, как не соответствующие предмету и условиям поставки товара в рамках Закупки, как следствие, не позволяющих объективно выявить квалификацию участников закупки.
На основании изложенного по четвертому доводу жалобы Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Организатора закупки по неправомерному установлению в п. 19 ч. II Документации не соответствующих предмету и условиям поставки товара в рамках Закупки условий оценки заявок по критерию «Соответствие товара оригиналу», не позволяющих объективно выявить квалификацию участников закупки, нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, ч. 8, п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившегося в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей и ненадлежащем их соблюдении, допущенного при организации и проведении Закупки.
В отношении пятого довода жалобы:
На основании п.п. 4, 6 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, а также форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги.
Согласно ч. 1 ст. 5 Закона №223-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в единой информационной системе.
Действующим законодательством предусмотрено, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на ведение реестра недобросовестных поставщиков, является Федеральная антимонопольная служба.
В соответствии с п. 7.2 Проекта договора Документации покупатель вправе в одностороннем порядке расторгнуть Договор в следующих случаях:
а) в случае если имела место просрочка исполнения Поставщиком обязанности по поставке Товара (партии Товара) более чем на 1 день по отношению к сроку поставки, определенному в заявке Покупателя;
б) при однократной поставке Товара ненадлежащего количества, качества.
На основании п. 7.5 Проекта договора Документации в случае расторжения Покупателем Договора по причине, указанной в п.7.2 настоящего Договора, Покупатель в праве направить в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области иск о признании Поставщика недобросовестным с занесением его в «Реестр недобросовестных поставщиков» и взыскании с него неустойки в размере 100 000 рублей.
Статьей 10 ГК РФ закреплено следующее:
1) Не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
2) В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
3) В случае, если злоупотребление правом выражается в совершении действий в обход закона с противоправной целью, последствия, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, применяются, поскольку иные последствия таких действий не установлены настоящим Кодексом.
4) Если злоупотребление правом повлекло нарушение права другого лица, такое лицо вправе требовать возмещения причиненных этим убытков.
5) Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
В соответствии с п. 9.2 Проекта договора Документации в случае нарушения Поставщиком сроков поставки Товара, Покупатель вправе требовать от Поставщика выплаты неустойки в размере 2% от стоимости партии Товара за каждый день просрочки поставки.
Согласно п. 9.3 Проекта договора Документации в случае неоплаты стоимости поставленного Товара, Покупатель уплачивает Поставщику неустойку в размере 0,1% от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки оплаты.
На основании п. 9.4 Проекта договора Документации за нарушение срока представления документов, относящихся к товару и указанных в п. 3.6 настоящего договора Поставщик уплачивает штраф в размере 2% от стоимости партии Товара, указанной в п. 2.1. Договора за каждый день просрочки. Штраф подлежит начислению до момента фактической передачи документов, относящихся к товару. Начисление штрафа не прекращается с истечением срока договора, если документы не переданы Покупателю.
Согласно п. 9.8 Проекта договора Документации в случае поставки Товара ненадлежащего качества Поставщик выплачивает Покупателю штраф за каждую единицу некачественного товара в размере 5% от стоимости некачественного Товара в течение 7 (семи) календарных дней с момента получения соответствующего требования от Покупателя.
В соответствии с п. 9.9 Проекта договора Документации в случае отказа или уклонения Поставщика от замены Товара ненадлежащего качества (в том числе в гарантийный период) на Товар надлежащего качества в установленный Покупателем срок Поставщик по требованию Покупателя обязан уплатить дополнительно к пени, предусмотренные п. 9.2. Договора, штраф в размере 5% от стоимости партии Товара, в течение 7 (семи) календарных дней с момента получения соответствующего требования от Покупателя.
Таким образом Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что положения п. 7.5 Проекта договора Документации противоречат действующему законодательству и порядку, определенному в ч. 1 ст. 5 Закона №223-ФЗ.
Также, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России Такое приходит к выводу, что условия об ответственности сторон согласно п. 9 Проекта договора Документации договора являются несправедливыми, несоизмеримыми и противоречат ст. 10 Гражданского кодекса РФ, ставя стороны в неравное положение, вследствие чего нарушаются баланс интересов и принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
На основании изложенного по пятому доводу жалобы Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по незаконному установлению в п.п. 7.5, 9 Проекта договора Документации условий включения поставщика в реестр недобросовестных поставщиков, взыскания неустойки и ответственности сторон, не соответствующих ч. 1 ст. 5 Закона №223-ФЗ, являющихся несправедливыми, несоизмеримыми и противоречащих ст. 10 Гражданского кодекса РФ, нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, ч. 8, п.п. 4, 6 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей, допущенное при организации и проведении Закупки.
4. Рассмотрев жалобу (от 17.05.2021 вх. №16290-ЭП/21) ООО «Кратер» на действия организатора торгов СПб ГУДП «Путь» при организации и проведении открытого конкурса на поставку технических масел и жидкостей в ассортименте (извещение № 32110258056), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора торгов, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях организатора торгов СПб ГУДП «Путь» нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, ч. 8, п.п. 1, 4, 6, 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, допущенные при организации и проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу (от 17.05.2021 вх. №16290-ЭП/21) ООО «Кратер» на действия организатора торгов СПб ГУДП «Путь» (ИНН 7807009477, ОГРН 1027804610899) при организации и проведении открытого конкурса на поставку технических масел и жидкостей в ассортименте (извещение № 32110258056) обоснованной.
2. Признать в действиях организатора торгов СПб ГУДП «Путь» (ИНН 7807009477, ОГРН 1027804610899) при организации и проведении открытого конкурса на поставку технических масел и жидкостей в ассортименте (извещение № 32110258056) нарушения:
— п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п.п. 1, 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований нормы статей, допущенные вследствие необоснованного установления в Техническом задании Документации чрезмерных ненадлежащих требований к конкретным показателям товаров, не соответствующих нормам НТД производителей и фактическим характеристикам товаров;
— п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п.п. 1, 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований нормы статей, допущенное вследствие необоснованного установления в позициях Технического задания Документации чрезмерных ненадлежащих требований к характеристикам товаров, не соответствующих положениям ГОСТ;
— п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, ч. 8, п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившегося в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей и ненадлежащем их соблюдении, допущенного путем неправомерного установления в п. 19 ч. II Документации не соответствующих предмету и условиям поставки товара в рамках Закупки условий оценки заявок по критерию «Соответствие товара оригиналу», не позволяющих объективно выявить квалификацию участников закупки;
— п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, ч. 8, п.п. 4, 6 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей, допущенное вследствие незаконного установления в п.п. 7.5, 9 Проекта договора Документации условий включения поставщика в реестр недобросовестных поставщиков, взыскания неустойки и ответственности сторон, не соответствующих ч. 1 ст. 5 Закона №223-ФЗ, являющихся несправедливыми, несоизмеримыми и противоречащих ст. 10 Гражданского кодекса РФ.
3. Организатору торгов СПб ГУДП «Путь» (ИНН 7807009477, ОГРН 1027804610899) выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений организации и проведения открытого конкурса на поставку технических масел и жидкостей в ассортименте (извещение № 32110258056) путем аннулирования открытого конкурса на поставку технических масел и жидкостей в ассортименте (извещение № 32110258056) с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения Закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.
<…>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Нет комментариев