Статья 104 Федерального закона № 44-ФЗ
Содержание
Статья 104. Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
1. Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также — реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2020 N 539-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
2. В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
3. В реестр недобросовестных поставщиков включается следующая информация об участниках закупок, поставщиках (подрядчиках, исполнителях), указанных в части 2 настоящей статьи:
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 539-ФЗ)
1) полное и сокращенное (при наличии) наименования юридического лица, в том числе иностранного юридического лица (если участником закупки, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) является юридическое лицо), аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица (если от имени иностранного юридического лица выступает аккредитованный филиал или представительство), фамилия, имя, отчество (при наличии) (если участником закупки, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) является физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя), идентификационный номер налогоплательщика или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика;
(п. 1 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
2) фамилии, имена, отчества (при наличии), идентификационные номера налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа. Если полномочия единоличного исполнительного органа переданы в соответствии с законодательством Российской Федерации другому лицу (управляющему, управляющей организации), в реестр недобросовестных поставщиков также включаются фамилия, имя, отчество (при наличии) управляющего, наименование управляющей организации и идентификационный номер налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица);
(п. 2 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 539-ФЗ)
3) наименования, фамилии, имена, отчества (при наличии), идентификационные номера налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица), за исключением наименования и идентификационного номера налогоплательщика публично-правового образования:
а) участников (членов) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность этого юридического лица — участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), указанных в части 2 настоящей статьи. Под такими участниками (членами) для целей настоящего Федерального закона понимаются лица, которые самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом (лицами) владеют более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица. Лицо признается аффилированным в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства Российской Федерации;
б) учредителей унитарного юридического лица;
(п. 3 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 539-ФЗ)
Примечание: С 01.01.2022 до 01.04.2022 положения п. 4 ч. 3 ст. 104 (в ред. ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ) не применяются. |
|
4) номер реестровой записи в едином реестре участников закупок (при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур);
(п. 4 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
5) идентификационный код закупки. Информация, предусмотренная настоящим пунктом, не размещается на официальном сайте;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
6) утратил силу с 1 января 2022 года. — Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ;
7) дата внесения указанной информации в реестр недобросовестных поставщиков.
4. Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 539-ФЗ)
5 — 6. Утратили силу с 1 июля 2021 года. — Федеральный закон от 30.12.2020 N 539-ФЗ.
7. В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
(часть 7 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 539-ФЗ)
8. Информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
9. Информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок:
1) решения суда о:
а) признании недействительным решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;
б) признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным;
2) информации, подтверждающей невозможность влияния лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 настоящей статьи, на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.
(часть 9 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 539-ФЗ)
10. Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, который предусматривает, в частности:
1) порядок направления обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, требования к составу, содержанию, форме такого обращения;
2) порядок рассмотрения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков либо об отказе в таком включении;
3) порядок направления решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков либо решения об отказе в таком включении;
4) порядок исключения информации, предусмотренной частью 3 настоящей статьи, из реестра недобросовестных поставщиков.
(часть 10 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 539-ФЗ)
11. Включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки, уклонившемся от заключения контракта, о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт расторгнут по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков информация, неисполнение действий, предусмотренных частью 9 настоящей статьи, могут быть обжалованы заинтересованным лицом в судебном порядке.
|
|
Примечание: С 01.01.2022 до 01.01.2023 обжалование осуществляется с учетом особенностей, установленных ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ. |
|
ст. 104, Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
Ответственность за нарушения ст. 104
Нарушение | Вид ответственности | Норма | Основания привлечения к ответственности |
---|---|---|---|
Включение в реестр недобросовестных поставщиков недостоверной информации | Административная | ч. 1 ст. 7.31 КоАП РФ | Включение в реестр недобросовестных поставщиков заведомо недостоверной информации |
Ненаправление или несвоевременное направление в реестр недобросовестных поставщиков информации, подлежащей включению в него | Административная | ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ | Ненаправление в реестр недобросовестных поставщиков информации, подлежащей включению в него |
Несвоевременное направление в реестр недобросовестных поставщиков информации, подлежащей включению в него | |||
Включение в реестр недобросовестных поставщиков недостоверной информации | Дисциплинарная | Ст. 192 ТК РФ | Включение в реестр недобросовестных поставщиков заведомо недостоверной информации |
Ненаправление или несвоевременное направление в реестр недобросовестных поставщиков информации, подлежащей включению в него | Дисциплинарная | Ст. 192 ТК РФ | Ненаправление в реестр недобросовестных поставщиков информации, подлежащей включению в него |
Несвоевременное направление в реестр недобросовестных поставщиков информации, подлежащей включению в него |
Иные последствия нарушения ст. 104
Нарушение | Основания возникновения неблагоприятных последствий | Последствия | Норма, устанавливающая неблагоприятные последствия |
---|---|---|---|
Ненаправление или несвоевременное направление в реестр недобросовестных поставщиков информации, подлежащей включению в него | Поступление в органы ФАС России, иные контрольные органы информации о нарушении | Проведение внеплановой проверки ФАС России, иных контрольных органов | ч. 3 ст. 99 Федерального закона № 44-ФЗ |
Комментарии к ст. 104 Федерального закона № 44-ФЗ:
ВС РФ рассказал, можно ли включать в реестр, если заказчик нарушил процедуру одностороннего отказа.
Официальные разъяснения:
Официальные разъяснения | Краткое содержание |
---|---|
Если расторжение контракта не связано с существенным нарушением его условий, то оснований для включения в РНП нет. Если контракт расторгнут на основании мирового соглашения, то оснований для включения в РНП нет. |
|
Письмо МЭР от 21.12.15 г. N Д28и-3829 | При одностороннем отказе от контракта, заключенного по п. 4 ч. 1 ст. 93, сведения подлежат включению в РНП |
- Минфин: при отказе от контракта по ч. 15 ст. 95 поставщика могут включить в РНП
- ФАС разъяснила, как исключать сведения из РНП, включенные с опозданием
- Разъяснения ФАС об использовании в закупках видеорегистратора
Правоприменительная практика:
Правоприменительная практика | Содержание |
---|---|
Обзор судебной практики АС Дальневосточного округа по делам о включении в РНП | Практика арбитражных судов Дальневосточного округа по делам о включении в РНП. Судьи учитывали обстоятельства, из-за которых участники закупки допустили нарушение своих обязательств; причины, по которым победителя закупки признали уклонившимся от заключения контракта; соблюдение процедуры одностороннего отказа заказчиком. |
УФАС не стал вносить сведения в РНП о победителе, который не подписал контракт из-за сбоя ноутбука. |
|
Решение Архангельского УФАС от 23.11.2018 по делу № РНП-29-130 | УФАС не внесла сведения в РНП из-за допущенных заказчиком нарушений процедуры одностороннего отказа |
- ВС РФ от 16.10.2023: внесение в РНП должно быть соразмерно нарушению
- ВС РФ: если контракт не исполнен из-за ковидных ограничений — нет оснований для внесения в РНП
- ВС РФ: односторонний отказ заказчика не является безусловным основанием для внесения в РНП
- Суд: довод участника, что письмо с направлением контракта попало в спам, не освобождает его от РНП
- Суд: участник не включен в РНП, так как односторонний отказ от контракта произошел после окончания срока его действия
Нет комментариев