Жалоба на нестандарные требования к товару

УФАС СПБ удовлетворило жалобу на нестандартные требования

по закону 223-ФЗ

В этом деле я представлял интересы участника закупки. Заказчик — ООО Феникс — разместил документацию о запросе предложений с нарушением закона 223-ФЗ. В Санкт-Петербургское УФАС подана жалоба, в том числе на избыточные и нестандартные требования к объекту закупки, двойную НМЦД для участников на УСН и ОСН. Жалоба признана обоснованной. В части нестандартных требований установлено нарушение ч. 10 ст. 4 закона № 223-ФЗ.

Комментарий к решению Санкт-Петербургского УФАС

В описании требований к товару заказчик использовал нестандартные показатели, которые не предусмотрены законодательством о стандартизации. Такие требования ограничивают конкуренцию. В нарушение ч. 10 ст. 4 закона № 223-ФЗ обоснования необходимости использования нестандартных показателей в документации не приведено. УФАС поддержал наши доводы и признал нарушение в действиях заказчика.

Также УФАС установил нарушение в установлении НМЦД и предъявлении избыточных требований к товару.

Решение Санкт-Петербургского УФАС от 03.03.2023 по жалобе № Т02-108/23

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия)

с участием представителей ООО «Феникс» (далее – Организатор торгов) и ООО «КРАТЕР» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 20.02.2023 вх. №4180-ЭП/23) ООО «КРАТЕР» на действия Организатора торгов ООО «Феникс» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку масел и смазок 106/2023 (извещение №32312111235), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

10 февраля 2023 года на официальном сайте единой информационной системы в сети Интернет (далее – ЕИС) было опубликовано извещение № 32312111235 о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку масел и смазок 106/2023 (далее — Закупка), включая документацию о Закупке (далее — Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ООО «Феникс» (далее – Положение о закупках) в редакции от 30.09.2022, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

№ п/п Наименование Значение
1. Начальная (максимальная) цена 4 136 483,40 ₽
2. Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)
10.02.2023
3. Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)
20.02.2023 в 10:00 (МСК)
4. Дата рассмотрения и оценки заявок 27.02.2023, 02.03.2023
5. Место рассмотрения и оценки заявок СПб, г. Ломоносов, Краснофлотское шоссе, д. 49

2. По мнению Заявителя в Документации установлены незаконные условия, предусматривающие неравнозначную подачу ценовых предложений для лиц, применяющих разные системы налогообложения.

Также Заявитель оспаривает установление Организатором торгов в Документации условий, предусматривающих возможность участия в Закупке коллективного участника.

Кроме того, Заявитель полагает, что описание предмета Закупки, установленное в Документации, содержит в себе признаки ограничения конкуренции, в том числе избыточные требования, не соответствующие предмету Закупки, а также с учетом требований к описанию участниками поставляемого товара в составе заявки на участие в Закупке не позволяет надлежащим образом сформировать заявку на участие в Закупке.

Документы, истребованные уведомлением №78/3846/23 от 21.02.2023 года, представлены в заседание Комиссии.

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.

ООО «Феникс» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее — формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

На основании ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

На основании ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 настоящей статьи (далее — информация о закупке). В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.

По доводу жалобы Заявителя об установлении Организатором торгов в Документации незаконных условий, предусматривающих неравнозначную подачу ценовых предложений для лиц, применяющих разные системы налогообложения:

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

На основании п. 5 ч. 9 ст. 4 Закона №223-ФЗ в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

Согласно п. 5 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

Частью 22 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ определено, что под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Как следует из п. 13 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ, в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления следующих информации и документов:

13) предложение о цене договора (единицы товара, работы, услуги), за исключением проведения аукциона в электронной форме.

В соответствии с ч. 19.5 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ заявка на участие в конкурсе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника закупки о цене договора (единицы товара, работы, услуги).

На основании ч. 29 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ договор по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключается на условиях, которые предусмотрены проектом договора, документацией о конкурентной закупке, извещением об осуществлении конкурентной закупки и заявкой участника такой закупки, с которым заключается договор.

Пунктом 9 извещения о Закупке (далее — Извещение), а также пунктом 5 информационной карты Документации (далее — Информационная карта) установлены сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота):

4 136 483,40 руб. (Четыре миллиона сто тридцать шесть тысяч четыреста восемьдесят три рубля 40 копеек), в том числе НДС 20% в размере 689 413,90 руб. (Шестьсот восемьдесят девять тысяч четыреста тринадцать рублей 90 копеек);

3 447 069,50 руб. (Три миллиона четыреста сорок семь тысяч шестьдесят девять рублей 50 копеек), без учета НДС.

Как следует из пп. 9 п. 1.7 Документации, заявка на участие в запросе предложений должна включать предложение участника запроса предложений о качественных и функциональных характеристиках (потребительских свойствах), безопасности, сроках поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, предложение о цене договора, цене единицы товара, работы, услуги и иные предложения по условиям исполнения договора.

Согласно п. 3.1 Документации заявка на участие в закупке состоит из двух частей (первой части заявки, второй части заявки) и ценового предложения, подаваемых одновременно с использованием ЭТП.

На основании п. 3.7 Документации предложение участника закупки о цене договора не должно превышать начальную (максимальную) цену договора. В случае, если для оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений в электронной форме Заказчик использует критерий оценки и сопоставления заявок «Цена единицы товара, работы, услуги», предложение участника закупки о цене единицы товара, работы, услуги не должно превышать начальную (максимальную) цену единицы товара, работы, услуги. При этом такая цена должна включать в себя все налоги, сборы и иные обязательные платежи, подлежащие уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также все расходы поставщика (подрядчика, исполнителя), связанные с исполнением договора, в том числе расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин и других платежей. В случае подачи предложения участником, имеющим упрощенную систему налогообложения, то цена, предложенная таким участником в заявке, не должна превышать установленную начальную (максимальную) цену лота без НДС.

Заявитель в жалобе указывает на то, что согласно п. 9 Извещения, п. 3 Информационной карты, п. 3.7 Документации в случае подачи предложения участником, имеющим упрощенную систему налогообложения, то цена, предложенная таким участником в заявке, не должна превышать установленную начальную (максимальную) цену лота без НДС. Такие положения нарушают равноправие участников закупки, вынуждают участников закупки на УСН к подаче ценовых предложений не в пределах начальной (максимальной) цены товара, а в пределах цены без НДС. В Законе о закупках отсутствуют положения, позволяющие заказчику предоставлять хозяйствующим субъектам в зависимости от применяемой системы налогообложения преимущества при участии в закупках. Установленные правила оценки предложений должны позволять обеспечить равенство участников гражданского оборота (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 16 марта 2021 г. по делу N А70-3079/2020, Постановление 9 арбитражного апелляционного суда от 24.08.2022 по делу № А40-16942/22-149-134).

Представители Организатора торгов отметили, что Закон о закупках не содержит специальных положений, регулирующих формирование начальной (максимальной) цены договора (далее — НМНД) или порядок сбора информации о ценовых предложениях (коммерческие предложения) от контрагентов, а также положений, связанных с налогом на добавленную стоимость и упрощенной системой налогообложения.

Вместе с тем, следуя ч. 2 ст. 346.11 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом). Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 настоящего Кодекса.

Законом №223-ФЗ в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности 7 закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений установлены общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

Указанный в п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ принцип равноправия предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. Это, в частности, означает, что допустимым может быть признано установление заказчиком требований, которые в равной мере применяются ко всем участникам закупки и не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.

Возможность установления разных значений цены для участников закупки (в зависимости от применяемой ими системы налогообложения) также не следует из положений части 10 статьи 4 Закона №223-ФЗ, согласно пункту 5 которой в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

Определением Верховного Суда РФ от 23.04.2021 по делу № 307-ЭС20-21065 закреплено, что из буквального толкования части 10 статьи 4 Закона №223-ФЗ следует, что заказчик в документации о закупке должен установить одно значение начальной (максимальной) цены договора для всех участников закупки (независимо от применяемой системы налогообложения).

Вместе с тем п. 9 Извещения, п. 5 Информационной карты содержит два значения начальной (максимальной) цены договора в зависимости от применяемой участниками системы налогообложения, поскольку пунктом 3.7 Документации установлены условия, предусматривающие неравнозначную подачу ценовых предложений для лиц, применяющих разные системы налогообложения, а именно: «в случае подачи предложения участником, имеющим упрощенную систему налогообложения, то цена, предложенная таким участником в заявке, не должна превышать установленную начальную (максимальную) цену лота без НДС». При этом значение, указанное в п. 9 Извещения, п. 5 Информационной карты без учета НДС (3 447 069,50 руб. без НДС), фактически не является начальной (максимальной) ценой договора, заключаемого по результатам Закупки, поскольку в случае заключения договора с участником, являющимся плательщиком НДС, цена такого договора может превышать указанную цену.

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России полагает незаконными и не соответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации и положениям Закона №223-ФЗ условия Извещения и Документации, определяющие несколько предельных значений цены договора и предусматривающие неравнозначную подачу ценовых предложений для лиц, применяющих разные системы налогообложения.

Исходя из изложенного, по первому доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по незаконному установлению в Документации нескольких предельных значений цены договора и условий, предусматривающих неравнозначную подачу ценовых предложений для лиц, применяющих разные системы налогообложения, нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, ч. 29 ст. 3.4, п. 5 ч. 9, п.п. 2, 5 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также установлении ненадлежащих сведений о начальной (максимальной) цене договора и требований к заявке на участие в закупке, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

По доводу жалобы Заявителя об установлении Организатором торгов в Документации условий, предусматривающих возможность участия в Закупке коллективного участника:

На основании ч. 5 ст. 3 Закона № 223-ФЗ участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».

Согласно п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Как следует из ч. 19.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ, в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления следующих информации и документов:

1) наименование, фирменное наименование (при наличии), адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица, учредительный документ, если участником конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства является юридическое лицо;

2) фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, адрес места жительства физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, если участником конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства является индивидуальный предприниматель;

3) идентификационный номер налогоплательщика участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранного лица);

4) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица, если участником конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства является юридическое лицо, или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц;

5) копия документа, подтверждающего полномочия лица действовать от имени участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, за исключением случаев подписания заявки:

а) индивидуальным предпринимателем, если участником такой закупки является индивидуальный предприниматель;

б) лицом, указанным в едином государственном реестре юридических лиц в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (далее в настоящей статье — руководитель), если участником такой закупки является юридическое лицо;

6) копии документов, подтверждающих соответствие участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, за исключением случая, предусмотренного подпунктом «е» пункта 9 настоящей части;

7) копия решения о согласии на совершение крупной сделки или о последующем одобрении этой сделки, если требование о наличии указанного решения установлено законодательством Российской Федерации и для участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключение по результатам такой закупки договора либо предоставление обеспечения заявки на участие в такой закупке (если требование об обеспечении заявок установлено заказчиком в извещении об осуществлении такой закупки, документации о конкурентной закупке), обеспечения исполнения договора (если требование об обеспечении исполнения договора установлено заказчиком в извещении об осуществлении такой закупки, документации о конкурентной закупке) является крупной сделкой;

8) информация и документы об обеспечении заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, если соответствующее требование предусмотрено извещением об осуществлении такой закупки, документацией о конкурентной закупке:

а) реквизиты специального банковского счета участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, если обеспечение заявки на участие в такой закупке предоставляется участником такой закупки путем внесения денежных средств;

б) независимая гарантия или ее копия, если в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства участником такой закупки предоставляется независимая гарантия;

9) декларация, подтверждающая на дату подачи заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) непроведение ликвидации участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства — юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника такой закупки — юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом);

б) неприостановление деятельности участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

в) отсутствие у участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника такой закупки, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период. Участник такой закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по данному заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства не принято;

г) отсутствие у участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства — физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица — участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства непогашенной или неснятой судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся предметом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

д) отсутствие фактов привлечения в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства участника такой закупки — юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

е) соответствие участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства указанным в документации о конкурентной закупке требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, если в соответствии с законодательством Российской Федерации информация и документы, подтверждающие такое соответствие, содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (с указанием адреса сайта или страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых размещены эти информация и документы);

ж) обладание участником конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением договора заказчик приобретает права на такие результаты;

з) обладание участником конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства правами использования результата интеллектуальной деятельности в случае использования такого результата при исполнении договора;

10) предложение участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки;

11) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги, являющихся предметом закупки, требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если требования к данным товару, работе или услуге установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации и перечень таких документов предусмотрен документацией о конкурентной закупке. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;

12) наименование страны происхождения поставляемого товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), документ, подтверждающий страну происхождения товара, предусмотренный актом Правительства Российской Федерации, принятым в соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона;

13) предложение о цене договора (единицы товара, работы, услуги), за исключением проведения аукциона в электронной форме.

Частью 19.2 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ определено, что в случае, если документацией о конкурентной закупке установлено применение к участникам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, данная документация должна содержать указание на информацию и документы, подлежащие представлению в заявке на участие в такой закупке для осуществления ее оценки. При этом отсутствие указанных информации и документов не является основанием для отклонения заявки.

На основании ч. 19.3 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ не допускается установление в документации о конкурентной закупке обязанности представлять в заявке на участие в такой закупке информацию и документы, не предусмотренные частями 19.1 и 19.2 настоящей статьи.

В соответствии с пп. 13 п. 1.7 Документации заявка на участие в запросе предложений должна включать:

13) Наличие информации об участнике, в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», либо наличие информации об участнике – физическом лице на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов (далее — ФНС), о применении такими участниками специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».

Согласно п. 4.1 Документации участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

На основании пп. 13 п. 4.2 Документации к участникам закупки предъявляются следующие обязательные требования:

13) Наличие информации об участнике, в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», либо наличие информации об участнике – физическом лице на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов (далее — ФНС), о применении такими участниками специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».

Заявитель в жалобе указывает на то, что в нарушение ч. 19.1 – 19.3 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ в п. 4.1 Документации допускается участие в закупке коллективного участника, то есть нескольких юридических лиц или физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки. По мнению Заявителя, специальные нормы ст. 3.4 № 223-ФЗ не допускают возможность подачи коллективных заявок в закупках среди субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — МСП). Согласно ч. 19.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ документы и сведения, представляемые в заявке, определены только для 2-х случаев: когда участником закупки является юридическое лицо, когда участником закупки является индивидуальный предприниматель. Положения Документации, допускающие возможность подачи коллективной заявки в закупках для субъектов МСП, нарушают закон, ставят участников закупки в неравное положение в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 закона № 223-ФЗ.

Представители Организатора торгов отметили, что установление в Документации заказчика возможности участия в закупке коллективного участника соответствует действующему законодательству по следующим основаниям. Положение о закупке заказчика, утвержденное решением единственного участника 30.09.2022, предусматривает, что участник процедуры закупки — любое юридическое лицо (или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника процедуры закупки), независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, либо любое физическое лицо (или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника процедуры закупки), в том числе индивидуальный предприниматель (или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника процедуры закупки), выразившее заинтересованность в участии в закупке; выражением заинтересованности является направление запроса о разъяснении извещения, документации о закупке, или предоставление обеспечения заявки, или подача заявки на участие в процедуре закупки. В силу ч. 5 ст. 3 Закона № 223-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц. выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки. При этом форма такого участия законодателем не определена, как и не установлены ограничения совместного участия индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при участии в закупках.

Представители Организатора торгов пояснили, что из буквального толкования ч. 5 ст. 3 Закона № 223-ФЗ следует, что закон указывает лишь на возможность участия в закупке на одной стороне нескольким поименованным в законе лицами. При этом законодательство не содержит прямого ограничения на совместное участие в закупках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на одной стороне. Толкование закона, приводящее к ограничению и ухудшению прав хозяйствующих субъектов, может быть основано лишь на положениях закона, прямо указывающих на невозможность такого участия.

Комиссия СПб УФАС России, сопоставив позицию Заявителя и Организатора торгов, проанализировав представленные документы, приходит к выводу о том, что требования п. 4.1 Документации, допускающие возможность участия в Закупке коллективного участника, соответствуют условиям Положения о закупках, ч. 5 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, а также не противоречат положениям ч.ч. 19.1-19.3 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ.

При этом Комиссией СПб УФАС России установлено, что на основании пп. 13 п. 1.7, пп. 13 п. 4.2 Документации члены коллективного участника должны соответствовать требованиям, предъявляемым к участникам Закупки, в том числе являться субъектами МСП.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России находит второй довод жалобы Заявителя неподтвержденным, вследствие чего по данному доводу жалобы не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.

По доводу жалобы Заявителя об установлении Организатором торгов в Документации описания предмета Закупки, которое содержит в себе признаки ограничения конкуренции, в том числе избыточные требования, не соответствующие предмету Закупки, а также с учетом требований к описанию участниками поставляемого товара в составе заявки на участие в Закупке не позволяет надлежащим образом сформировать заявку на участие в Закупке:

Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

На основании п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

В соответствии с п. 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Частью 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно п. 1.6 Документации заявка должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, подготовленное в соответствии с разделом V «ОБРАЗЦЫ ФОРМ ДОКУМЕНТОВ» и с учетом требований, предусмотренных техническим заданием (приложение 2 Документации) и раздела II «ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАПРОСА ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ».

Как следует из пп. 9 п. 1.7 Документации, заявка на участие в запросе предложений должна включать предложение участника запроса предложений о качественных и функциональных характеристиках (потребительских свойствах), безопасности, сроках поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, предложение о цене договора, цене единицы товара, работы, услуги и иные предложения по условиям исполнения договора.

В соответствии с п. 3.2 Документации заявка на участие в запросе предложений в электронной форме формируется участником закупки в соответствии с формами, приведенными в разделе V «ОБРАЗЦЫ ФОРМ ДОКУМЕНТОВ». Используемые при подготовке заявки формы носят рекомендательный характер.

На основании п. 3.5 Документации участник закупки должен представить в заявке согласие на поставку товара, в сопоставлении со всеми требованиями Заказчика (без использования каких-либо сокращений в описании типа: «согласны со всеми требованиями… «, «соглашаемся со всеми остальными требованиями … » и т.п.). Первая часть заявки на участие в закупке должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, который(-ые) является (-ются) предметом закупки в соответствии с требованиями закупочной документации. Участник должен предоставить конкретные характеристики поставляемого товара, наименование, модель товара без сопровождения слов «не менее», «не более», «не ниже» «эквивалент», а также конкретные показатели товара. Допускается использование слов «не менее» «не более» в случае если они предусмотрены паспортами безопасности/ сертификатами/инструкциями по применению на данный вид товар.

Разделом 5 Документации предусмотрены образцы форм для заполнения участниками Закупки, в том числе форма № 2 «Предложение участника в отношении предмета закупки» (далее — Форма № 2), а также инструкция по ее заполнению (далее — Инструкция).

Как следует из Инструкции, участник запроса предложений должен указать в данной форме предмет договора, характеристики предлагаемого товара, на право заключения которого проводится настоящий запрос предложений, реестровый номер закупки (извещения о закупке) в Единой информационной системе и свое согласие на поставку товара, текст формы изменению не подлежит.

Участник должен предоставить конкретные характеристики поставляемого товара, наименование, модель товара без сопровождения слов «не менее», «не более», «не ниже» «эквивалент», а также конкретные показатели товара. Допускается использование слов «не менее» «не более» в случае если они предусмотрены паспортами безопасности/ сертификатами/инструкциями по применению на данный вид товар.

На основании п. 1 технического задания Документации (далее — Техническое задание) предмет закупки: поставка масел и смазок (далее – товар) в количестве, комплектации с характеристиками, указанными в п. 6 настоящего Технического задания.

Пунктом 6 Технического задания установлены наименование, комплектация и количество товара:

Наименование товара Характеристики товара Кол-во
1 Масло трансмиссионное для автоматических трансмиссий Для мобильных кранов Liebherr LHM800

Рабочая температура: -25ºС до +50ºС

Квалификация Allison: С4

Квалификация GM: Dexron II D

Квалификация MAN: 339 type Z1/type V1

Квалификация Bosch: TE-ML 09

Квалификация ZF: ZF TE-ML 03D, 04D, 11A, 14A, 17C

Плотность при 15°C кг/м³ DIN 51757: не более 870

Класс SAE DIN 51511: 5W-20

Кинематическая вязкость при 40 °C мм²/с DIN 51562: не ниже 36

Кинематическая вязкость при 100 °C мм²/с DIN 51562: не ниже 7

Температура застывания DIN ISO 3016 °C: не менее — 45

Емкость: пластиковая или металлическая канистра объёмом не менее 20 литров.

2
2 Моторное масло Для мобильных кранов Liebherr LHM800

Рабочая температура: -30ºС до +30ºС

Квалификация Liebherr: 500

Квалификация ACEA: E4, E7

Квалификация API: CF

Квалификация MAN: M 3277

Квалификация Deutz: TR 0199-99-3002 / 3

Квалификация Mercedes Benz: 228,5

Квалификация MTU: Категория 3

Плотность при 15°C кг/м³ DIN 51757: не более 855

Класс SAE DIN 51511: 5W-30

Кинематическая вязкость при 40 °C мм²/с DIN 51562: не ниже 72

Кинематическая вязкость при 100 °C мм²/с DIN 51562: не ниже 11,5

Сульфатная зольность масс. DIN 51575: не выше 1,9

Емкость: пластиковая или металлическая канистра объёмом не менее 20 литров.

48
3 Универсальная смазка, для систем централизованной смазки. Для мобильных кранов Liebherr LHM800

Рабочая температура: -60ºС до +140ºС

Квалификация DIN 51502: KPFHC 1 N — 60

Класс NLGI DIN 51818: 1

Мыльная основа: литиевый комплекс

Пенетрация 0,1 мм DIN ISO 2137: 290 – 340

Испытание в присутствии воды
(статическое) DIN 51807-1: 1 – 90

Усилие сваривания (на 4-шариковой машине трения) Н DIN 51350-4: 5500

Квалификация MTU: Категория 3

Температура застывания °C DIN ISO 3016: не менее — 57

Емкость:  пластиковые или металлические ведра объёмом не менее 25 кг.

6
4. Синтетическое трансмиссионное масло. Для мобильных кранов Liebherr LHM800

Рабочая температура: -40ºС до +50ºС

Квалификация API: GL 4; GL 5, MT 1

Квалификация MAN: M 3343 SL, MAN 341 тип E3

Квалификация MIL-L: 2105 D, PRF-2105 E

Квалификация ZF Friedrichshafen AG: TE ML 02B, 05B, 07A, 12B, 16F, 17B, 19 C, 21B

Плотность при 15°C кг/м³ DIN 51757: не ниже 870

Класс SAE DIN 51512: 75W-90

Кинематическая вязкость при 40 °C мм²/с DIN 51562: не менее 106

Кинематическая вязкость при 100 °C мм²/с DIN 51562: не менее 14

Температура застывания °C DIN ISO 3016: Не менее — 45

Емкость:  Герметичные стальные бочки объемом не менее 200 литров.

8

Заявитель в жалобе указывает на то, что согласно Инструкции по заполнению заявки участник должен предоставить конкретные характеристики поставляемого товара, наименование, модель товара без сопровождения слов «не менее», «не более», «не ниже» «эквивалент», а также конкретные показатели товара. Допускается использование слов «не менее» «не более» в случае если они предусмотрены паспортами безопасности/ сертификатами/инструкциями по применению на данный вид товар. Техническое задание заказчика составлено с нарушением, так как с учетом положений Инструкции включает требования указания характеристик, которые не могут быть известны на момент подачи заявки. Заказчик требует указать конкретные показатели товара, но они отличаются от партии к партии. Требования заказчика являются неисполнимыми и избыточными, так как у участника закупки не должен быть в наличии товар на момент подачи заявки. Такие требования имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке (п. 3 Письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16).

Так, Заявитель указывает на то, что по товару «Масло трансмиссионное для автоматических трансмиссий» (позиция 1) установлены требования:

требования заказчика Показатели партии товара по паспорту качества № 6608 Показатели партии товара по паспорту качества № 1333
Кинематическая вязкость при 100 °С мм2/с DIN 51562: не ниже 7 Норма НД: 7,40 — 8,20

Фактическое значение партии: 7,95

Норма НД: 7,40 — 8,20

Фактическое значение партии: 7,78

Температура застывания DIN ISO 3016 °C: не менее — 45 Норма НД: минус 40

Фактическое значение: минус 50

Норма НД: минус 40

Фактическое значение: минус 49

Заявитель отметил, что, таким образом, масло для автоматических трансмиссий не может быть описано в заявке в соответствии с Инструкцией заказчика, так как конкретный показатель есть у конкретной партии и меняется от партии к партии.

Также Заявитель указывает на то, что по товару «Моторное масло» (позиция 2) установлены требования:

требования заказчика Показатели партии товара по паспорту качества № 4511 Показатели партии товара по паспорту качества № 7230
Кинематическая вязкость при 100 °С мм2/с DIN 51562: не ниже 11,5 Норма НД: 11 — 12,50

Фактическое значение партии: 12,05

Норма НД: 11 — 12,50

Фактическое значение партии: 12,47

Заявитель отметил, что, таким образом, масло моторное не может быть описано в заявке в соответствии с Инструкцией заказчика, так как конкретный показатель есть у конкретной партии и меняется от партии к партии.

По товару «Синтетическое трансмиссионное масло» (позиция 4) установлены требования:

требования заказчика Показатели партии товара по паспорту качества № 6680 Показатели партии товара по паспорту качества № 287
Кинематическая вязкость при 100 °C мм2/с DIN 51562: не менее 14 Норма НД: 16 — 18

Фактическое значение партии: 16,94

Норма НД: 16 — 18

Фактическое значение партии: 16,98

Температура застывания °C DIN ISO 3016: Не менее — 45 Норма НД: минус 38

Фактическое значение: минус 44

Норма НД: минус 38

Фактическое значение: минус 46

Плотность при 15°C кг/м3 DIN 51757: не ниже 870 Фактическое значение: 881,3 Фактическое значение: 883,3

Таким образом, синтетическое трансмиссионное масло не может быть описано в заявке в соответствии с Инструкцией заказчика, так как конкретный показатель есть у конкретной партии и меняется от партии к партии.

Заявитель также отметил, что при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон № 223-ФЗ не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке (п. 3 Письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16).

Представители Организатора торгов отметили, что проведение Закупки с указанием вышеперечисленных характеристик связано с техническими потребностями заказчика в целях надежной и бесперебойной работы, является для заказчика принципиально важным и необходимым для качественного выполнения работ в сфере профессиональной деятельности. Заказчиком предъявлены требования не к участникам закупки, подавшим / намеревающимся подать заявку, а к товарам, что свидетельствует о том, что участник, подавший/ намеревающийся подать заявку, не ограничен в правах на участие в закупке и последующее заключение договора поставки. Возможность осуществления поставки товара предусмотрена для неограниченного числа поставщиков. Отсутствие у кого-либо у лиц, заинтересованных в заключении договора, возможности поставить товар с указанными характеристиками не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки. Доказательства, свидетельствующие о том. что содержащиеся в документации требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а действия Заказчика направлены на ограничение количества участников закупки, не представлено Заявителем.

Комиссия СПб УФАС России, сопоставив позицию Заявителя и Организатора торгов, проанализировав представленные документы, установила, что описание предмета Закупки, изложенное в Документации, в отношении товара № 1 «Масло трансмиссионное для автоматических трансмиссий» по показателям «Кинематическая вязкость при 100 °С мм2/с DIN 51562» и «Температура застывания DIN ISO 3016 °C», товара № 2 «Моторное масло» по показателю «Кинематическая вязкость при 100 °С мм2/с DIN 51562», а также товара № 4 «Синтетическое трансмиссионное масло» по показателям «Кинематическая вязкость при 100 °C мм2/с DIN 51562», «Температура застывания °C DIN ISO 3016» и «Плотность при 15°C кг/м3 DIN 51757» с учетом положений Инструкции, п. 3.5 Документации, предусматривающих необходимость обязательного указания в составе заявки конкретных характеристик (показателей) товара без сопровождения слов «не менее», «не более», «не ниже» в случае, если эти слова не предусмотрены паспортами безопасности/ сертификатами/инструкциями по применению на данный вид товара, содержит в себе избыточные требования, а также признаки ограничения конкуренции, поскольку фактически обязывает потенциальных участников Закупки для надлежащего формирования заявки на участие в Закупке и указания конкретных характеристик поставляемого товара иметь в наличии данный товар, в том числе соответствующие паспорта безопасности/ сертификаты/инструкции по применению на данный вид товара на момент подачи заявки на участие в Закупке, что, в свою очередь, возлагает на потенциальных участников Закупки обязанность нести необоснованные затраты на приобретение товара до подведения итогов Закупки в отсутствие гарантий заключения договора по итогам Закупки с такими участниками.

При этом представленные со стороны Заявителя паспорта качества на товар подтверждают отсутствие возможности надлежащего формирования заявки на участие в Закупке и указания конкретных характеристик поставляемого товара с учетом установленного описания предмета Закупки и требований Инструкции, п. 3.5 Документации, поскольку данными документами в части указания значений показателей товара не предусмотрены слова «не менее» «не более», при этом конкретный показатель соответствует конкретной партии и меняется в зависимости от партии.

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что описание предмета Закупки, изложенное в Документации, с учетом положений Инструкции, п. 3.5 Документации содержит в себе избыточные требования и признаки ограничения конкуренции, не соответствует условиям ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, а также не позволяет надлежащим образом сформировать заявку на участие в Закупке.

Заявитель в жалобе также указывает на то, что в нарушение Закона № 223-ФЗ, по мнению Заявителя, в описание предмета Закупки включены следующие избыточные требования к товарам, которые влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки:

Согласно техническому заданию приобретается масло для мобильных кранов Liebherr LHM800, а квалификация требуется не только для продукции Liebherr, но и других производителей:

1) По позиции 1 установлены избыточные требования о квалификации:

Квалификация Allison: С4; Квалификация GM: Dexron II D; Квалификация MAN: 339 type Z1/type V1; Квалификация Bosch: TE-ML 09; Квалификация ZF: ZF TE-ML 03D, 04D, 11A, 14A, 17C.

2) По позиции 2 установлены избыточные требования о квалификации:

Заказчик требует не только квалификацию Liebherr: 500, но и другие:

Квалификация ACEA: E4, E7 Квалификация API: CF Квалификация MAN: M 3277 Квалификация Deutz: TR 0199-99-3002 / 3 Квалификация Mercedes Benz: 228,5 Квалификация MTU: Категория 3.

3) По позиции 4 установлены избыточные требования о квалификации:

Квалификация MTU: Категория 3; Квалификация API: GL 4; GL 5, MT 1 Квалификация MAN: M 3343 SL, MAN 341 тип E3 Квалификация MIL-L 2105 D, PRF-2105 E; Квалификация ZF Friedrichshafen AG: TE ML 02B, 05B, 07A, 12B, 16F, 17B, 19 C, 21B.

Кроме того, по мнению Заявителя, в нарушение Закона № 223-ФЗ в описание предмета закупки включены избыточные нестандартные требования к товарам, которые влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки:

По позиции 1:

Рабочая температура: -25°С до +50°С;

Кинематическая вязкость при 40 °С мм2/с DIN 51562: не ниже 36.

По позиции 2:

Рабочая температура: -30°С до +30°С;

Кинематическая вязкость при 40 °C мм2/с DIN.

По позиции 4:

Рабочая температура: -40°С до +50°С;

Кинематическая вязкость при 40 °С мм2/с DIN 51562: не менее 106.

Заявитель отметил, что согласно представленным паспортам качества производители не нормируют и не измеряют показатели по указанным характеристикам. Таким образом, заказчиком используются нестандартные требования к товару, которые ограничивают конкуренцию. Обоснование необходимости их использования в документации отсутствует.

Представители Организатора торгов отметили, что требования по квалификации не являются избыточными, поскольку портовый кран «Liebherr» является технически сложным оборудованием, в портовом кране применяются компоненты не только компании «Liebherr», что само по себе влечёт за собой необходимость одобрений разных производителей компонентов. На кране установлен двигатель Liebherr D 9512, компоненты на который поставляются и изготавливаются на заводах MAN, Bosch и т. д. В Техническом задании заказчика приложены квалификации согласно техническим паспортам масел и смазок, которые указаны в инструкции по эксплуатации завода изготовителя.

Представители Организатора торгов отметили, что требования к характеристикам товаров по позициям №№ 1, 2, 4, обжалуемых Заявителем, также не являются избыточными, поскольку подобраны с учётом инструкции завода изготовителя и технических паспортов, разрешённых к применению.

Вместе с тем Комиссия СПб УФАС России полагает, что в отсутствие в составе Документации указанных Организатором торгов документов и сведений, а также в отсутствие надлежащего обоснования необходимости использования требований к товарам по позициям №№ 1, 2, 4, обжалуемых Заявителем, не предусмотренных техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, подобное описание предмета Закупки содержит избыточные, необоснованные требования к товарам, в том числе не соответствующие предмету Закупки, признаки ограничения конкуренции, а также нарушает положения ч. 6.1 ст. 3, п.п. 1, 15 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ.

На основании изложенного по третьему доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по неправомерному установлению в Документации в отношении товаров № 1 «Масло трансмиссионное для автоматических трансмиссий», № 2 «Моторное масло» и № 4 «Синтетическое трансмиссионное масло» описания предмета Закупки, которое с учетом положений Инструкции, п. 3.5 Документации содержит избыточные, необоснованные требования к характеристикам товаров, признаки ограничения конкуренции, а также не позволяет надлежащим образом сформировать заявку на участие в Закупке, нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6.1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п.п. 1, 2, 3, 15 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также установлении ненадлежащего описания предмета закупки, требований к содержанию и составу заявки на участие в закупке, к описанию участниками поставляемого товара в составе заявки на участие в закупке, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

4. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу (от 20.02.2023 вх. №4180-ЭП/23) ООО «КРАТЕР» на действия Организатора торгов ООО «Феникс» (ИНН 7838319768, ОГРН 1057810150144) при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку масел и смазок 106/2023 (извещение №32312111235) обоснованной.

2. Признать в действиях ООО «Феникс» (ИНН 7838319768, ОГРН 1057810150144) при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку масел и смазок 106/2023 (извещение №32312111235) нарушения:

  • п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, ч. 29 ст. 3.4, п. 5 ч. 9, п.п. 2, 5 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также установлении ненадлежащих сведений о начальной (максимальной) цене договора и требований к заявке на участие в закупке, допущенное путем незаконного установления в Документации нескольких предельных значений цены договора и условий, предусматривающих неравнозначную подачу ценовых предложений для лиц, применяющих разные системы налогообложения;
  • п. 2 ч. 1, ч. 6.1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п.п. 1, 2, 3, 15 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также установлении ненадлежащего описания предмета закупки, требований к содержанию и составу заявки на участие в закупке, к описанию участниками поставляемого товара в составе заявки на участие в закупке, допущенное путем неправомерного установления в Документации в отношении товаров № 1 «Масло трансмиссионное для автоматических трансмиссий», № 2 «Моторное масло» и № 4 «Синтетическое трансмиссионное масло» описания предмета Закупки, которое с учетом положений Инструкции, п. 3.5 Документации содержит избыточные, необоснованные требования к характеристикам товаров, признаки ограничения конкуренции, а также не позволяет надлежащим образом сформировать заявку на участие в Закупке.

3. Организатору торгов ООО «Феникс» (ИНН 7838319768, ОГРН 1057810150144) и его Закупочной комиссии выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений, допущенных при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку масел и смазок 106/2023 (извещение №32312111235), путем возврата заявок на участие в Закупке, внесения изменений в Документацию, устраняющих выявленные нарушения согласно резолютивной части решения, продления срока подачи заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с Документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

ПРЕДПИСАНИЕ

03 марта 2023 года                                                                                   Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

на основании решения Комиссии от 03.03.2023 № Т02-108/23 по жалобе на действия организатора торгов ООО «Феникс» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку масел и смазок 106/2023 (извещение №32312111235, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Организатору торгов ООО «Феникс» (ИНН 7838319768, ОГРН 1057810150144) и его закупочной комиссии совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку масел и смазок 106/2023 (извещение №32312111235), путем возврата заявок на участие в Закупке, внесения изменений в документацию, устраняющих выявленные нарушения согласно резолютивной части решения, продления срока подачи заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим положением о закупках организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 03 апреля 2023 года с приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *