ФАС: БГ, в которой ответственность гаранта ограничена суммой гарантии, не соответствует 44-ФЗ

Решение ФАС по вопросу об ограничении банком размера ответственности по БГ

В решении от 14.09.17 г. по делу N К-1201/17 ФАС России согласился с позицией заказчика, который отказал в принятии банковской гарантии, содержащей не соответствующие закону № 44-ФЗ условия. В банковской гарантии было указано, что размер ответственности банка ограничивается суммой, на которую выдана гарантия. Заказчик и ФАС посчитали, что такое условие не соответствует требованиям закона № 44-ФЗ.

Комментарий к Решению ФАС от 14.09.17 г. по делу N К-1201/17

Согласно 45 статье закона № 44-ФЗ банковская гарантия должна обеспечивать надлежащее исполнение обязательств по контракту. При этом за нарушение обязательств банка по банковской гарантии в ней должна предусматриваться ответственность банка в размере 0,1 % за каждый день просрочки. Банк, включив условие о том, что размер ответственности банка ограничен суммой, на которую выдана гарантия, тем самым уменьшил размер обеспечиваемых обязательств.

В связи с чем заказчик обоснованно отказал в принятии банковской гарантии с такими условиями. К таким же выводы приходили и суды.

Решение ФАС от 14.09.17 г. по делу N К-1201/17

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ

от 14 сентября 2017 г. по делу N К-1201/17

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее — Комиссия) рассмотрев жалобу ООО «***» (далее — Заявитель) на действия Министерства (далее — Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО «***» (далее — Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку средств автотранспортных (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС) ***) (далее — Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее — Административный регламент),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, выразившимися в неправомерном признании Заявителя уклонившимся от заключения государственного контракта.

Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС — 07.07.2017;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) — Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта — 51 072 000 рублей;

4) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;

5) к участию в Аукционе допущено 4 участника закупки;

6) победителем Аукциона признано ООО «***» (далее — Победитель) с минимальным предложением о цене контракта 44 027 690 рублей.

7) 04.09.2017 в ЕИС размещен протокол отказа от заключения контракта от 04.09.2017 N ***-4 (далее — Протокол отказа) с Победителем Аукциона.

Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией.

Согласно части 3 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.

В соответствии с частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:

1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных статьей 45 Закона о контрактной системе реестрах банковских гарантий;

2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 статьи 45 Закона о контрактной системе;

3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Согласно части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.

В соответствии с Протоколом отказа, Заявитель признан уклонившимся от заключения контракта в связи с тем, что представленная Победителем банковская гарантия не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, постановлению Правительства Российской Федерации от 8.11.2013 N 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Постановление N 1005) и положениям документации об Аукционе, а именно: в документации об Аукционе установлен перечень обязательных условий содержащихся в Гарантии, в том числе: «3) обязанность Гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процент денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки». Ограничение размера ответственности Гаранта документации об Аукционе не предусмотрено.

Вместе с тем, пункт 2.7 Гарантии содержит ограничения размера неустойки, отсутствующие в документации о закупке: «…ответственность Гаранта перед Бенефициаром ограничивается суммой, на которую выдана настоящая Гарантия».

При этом, подпунктом 7.9 документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее: банковская гарантия, представляемая в качестве обеспечения исполнения обязательств по контракту, должна соответствовать требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе и постановления Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно банковской гарантии от 06.07.2017 N ***, представленной Заявителем в качестве обеспечения исполнения обязательств по договору, содержатся следующие положения (пункт 2.7): «Предусмотренное настоящей гарантией обязательство и ответственность Гаранта перед Бенефициаром ограничивается суммой, на которую выдана настоящая Гарантия», (пункт 2.8): «В случае неисполнения требования по гарантии в установленный срок Гарант обязуется уплатить неустойку Бенефициару в размере 0,1% (Ноль целых одной десятой процента) от суммы, подлежащий уплате за каждый календарный день просрочки».

В соответствии со статьей 377 Гражданского кодекса Российской Федерации (Пределы обязательства гаранта), обязательство Гаранта перед Бенефициаром ограничено уплатой суммы, на которую выдана гарантия, а ответственность гаранта перед Бенефициаром за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательства по гарантии не ограничена суммой, на которую выдана гарантия, если в гарантии не предусмотрено иное.

Таким образом, вышеуказанные положения банковской гарантии об ограничении ответственности гаранта не соответствует законодательству о контрактной системе в сфере закупок.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, принявшего решение об отказе в заключении контракта на указанном основании, не противоречат положениям Закона о контрактной системе.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

Признать жалобу ООО «***» необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Кофе-пауза: а вы пройдете тест на трезвость?

Свои ответы пишите в комментариях ниже.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.