Статья 30 Федерального закона № 44-ФЗ
Содержание
- 1 Статья 30. Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках
- 2 Ответственность за нарушение ст. 30
- 3 Иные последствия нарушения ст. 30
- 4 Почем штрафуют (практика контролеров)?
- 5 Штраф за несвоевременный отчет о закупках у СМП
- 6 Официальные разъяснения:
- 7 Комментарии к ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ:
- 8 Кофе-пауза: красота Мексики с высоты птичьего полета
Статья 30. Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках
1. Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем двадцать пять процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, при:
(в ред. Федеральных законов от 01.07.2021 N 277-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
1) проведении открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
2) осуществлении закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(часть 1 в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ)
1.1. При определении объема закупок, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:
1) для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
2) услуг по предоставлению кредитов;
3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, за исключением закупок, которые осуществлены в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 настоящей статьи;
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2017 N 504-ФЗ, от 27.12.2019 N 449-ФЗ)
4) работ в области использования атомной энергии;
5) при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ)
1.2. Заказчики вправе осуществлять закупки, указанные в пунктах 1, 4 и 5 части 1.1 настоящей статьи, у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи. При этом объем таких закупок учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи.
(часть 1.2 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ)
2. Действие настоящей статьи распространяется на социально ориентированные некоммерческие организации (за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования), осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
3. При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается преимущество участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2017 N 504-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
4. В случае признания не состоявшимся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок не подано ни одной заявки или все заявки были отклонены в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, заказчик вправе отменить указанное в части 3 настоящей статьи преимущество и осуществить закупки на общих основаниях. При этом такие закупки, осуществленные на общих основаниях, не учитываются в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи. Закупки, которые осуществлены на основании пункта 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 настоящей статьи, учитываются в объеме закупок, которые заказчики осуществили у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями.
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2017 N 504-ФЗ, от 27.12.2019 N 449-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
4.1. Порядок подготовки отчета, указанного в части 4 настоящей статьи, его размещения в единой информационной системе, форма указанного отчета определяются Правительством Российской Федерации.
(часть 4.1 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ)
5. Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
(в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ)
6. Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
(часть 6 в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ)
7. Типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
8. В случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи и такое извещение размещено в единой информационной системе с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта в течение не более чем десять рабочих дней, а если такое извещение размещено в единой информационной системе с 1 января 2023 года, не более чем семь рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
(часть 8 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 01.05.2017 N 83-ФЗ, от 01.07.2021 N 277-ФЗ)
Ответственность за нарушение ст. 30
Нарушение | Основание привлечения к ответственности | Норма | Вид ответственности |
---|---|---|---|
Осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок | Неосуществление закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок | ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ | Административная |
Ст. 192 ТК РФ | Дисциплинарная | ||
Неразмещение должностным лицом заказчика в единой информационной системе в сфере закупок отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций | Неразмещение отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций | ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ | Административная |
Ст. 192 ТК РФ | Дисциплинарная | ||
Размещение должностным лицом заказчика в единой информационной системе в сфере закупок отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок | Нарушение сроков размещения отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций | ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ | Административная |
Ст. 192 ТК РФ | Дисциплинарная | ||
Утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок | Не включение в проект контракта документации о закупке для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций обязательного условия об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке | ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ | Административная |
Не включение в проект контракта документации о закупке объемов привлекаемых к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (при наличии таких требований в извещении о закупке) | ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ | Административная | |
Не включение в проект контракта документации о закупке обязательного условия о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций | ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ | Административная | |
Не включение в проект контракта документации о закупке для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций обязательного условия об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке | Ст. 192 ТК РФ | Дисциплинарная | |
Не включение в проект контракта документации о закупке объемов привлекаемых к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (при наличии таких требований в извещении о закупке) | Ст. 192 ТК РФ | Дисциплинарная | |
Не включение в проект контракта документации о закупке обязательного условия о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций | Ст. 192 ТК РФ | Дисциплинарная |
Иные последствия нарушения ст. 30
Нарушение | Основания возникновения неблагоприятных последствий | Последствия | Норма, устанавливающая неблагоприятные последствия |
---|---|---|---|
Осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок | Поступление в органы ФАС России, иные контрольные органы информации о нарушении | Проведение внеплановой проверки ФАС России, иных контрольных органов | ч. 3 ст. 99 Федерального закона № 44-ФЗ |
Неразмещение должностным лицом заказчика в единой информационной системе в сфере закупок отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций | Поступление в органы ФАС России, иные контрольные органы информации о нарушении | Проведение внеплановой проверки ФАС России, иных контрольных органов | ч. 3 ст. 99 Федерального закона № 44-ФЗ |
Размещение должностным лицом заказчика в единой информационной системе в сфере закупок отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок | Поступление в органы ФАС России, иные контрольные органы информации о нарушении | Проведение внеплановой проверки ФАС России, иных контрольных органов | ч. 3 ст. 99 Федерального закона № 44-ФЗ |
Утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок | Подача жалобы на действия заказчика или поступление в органы ФАС России, иные контрольные органы информации о нарушении | Проведение внеплановой проверки ФАС России, иных контрольных органов | ч. 3 ст. 99 Федерального закона № 44-ФЗ |
Почем штрафуют (практика контролеров)?
Штраф за несвоевременный отчет о закупках у СМП
Официальные разъяснения:
Официальные разъяснения | Краткое содержание |
---|---|
Даже если все закупки осуществлены путем заключения контракта с единственным поставщиком по п. 4 ч. 1 ст. 93, отчет у СМП нужно разместить. В графах отчета в таком случае указываются нулевые показатели. |
|
По мнению Минфина, при подготовке отчета о закупках у СМП за 2018 год нужно учитывать несостоявшиеся закупки, так как с 01.01.2019 года вступают в силу новые положения ст. 30 Закона № 44-ФЗ. |
Письмо ФАС от 28.08.2019 г. об ответственности за нарушение сроков оплаты по контракту.
Комментарии к ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ:
- С 01.07.2019 г. вступают в силу изменения в части закупок у СМП, а также другие важные изменения, внесенные законом об упрощении закупок № 71-ФЗ от 01.05.19 г.
- Проблемы с отчетом СМП за 2018 год при формировании в ЕИС.
- Отчет СМП составляется по «понятиям», а не по установленным в законном порядке правилам.
- В закупках для СМП и СОНКО с 09.09.2017 штрафы нужно устанавливать по новым правилам (постановление Правительства от 30.08.2017 № 1042).
- О том, как рассчитывать объем закупок, осуществленных у СМП, спорные разъяснения Минэкономразвития, читайте в специальной статье.
- Вносить ли изменения в план-график, если преимущества для СМП не были указаны при формировании позиции, а закупку решили проводить для СМП?
- Отсутствие в реестре МСП — повод для отклонения?
- С 03.08.2018 СМП — лица, включенные в реестр СМП.
- Закупки у СМП — преимущества или ограничения?
- Можно ли в одной закупке установить преимущества и для СМП и для инвалидов?
- Если закупка среди СМП и СОНКО не состоялась и контракт заключен по п. 25 ч. 1 ст. 93, в каком размере устанавливать штраф?
Кофе-пауза: красота Мексики с высоты птичьего полета
Видео снято русской парой, которая ездит по миру, делает путеводители и ведет блог о своих путешествиях.
2 комментариев. Оставить новый
Добрый день , подскажите пожалуйста, мы маленький детский сад и в течении года не заключали контракты у СМП, все договора на питание до 100 тыс. рублей были заключены у единственного поставщика. Годовая отчетность у нас по СМП будет нулевой. Скажите пожалуйста обязательно мы должны проводить торги в течении года у СМП и будет ли это нарушением, что отчёт у нас нулевой? За ранее благодарны
Здравствуйте, Юлия.
Если Вы все закупаете у единственных поставщиков, то проводить закупки у СМП Вы не обязаны в силу ч. 1.1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ. Согласно этой части в совокупный годовой объем закупок не включаются закупки у единственного поставщика. Аналогичные разъяснения были даны в Письме Минэкономразвития России от 11.03.2016 N ОГ-Д28-3640. Но нужно иметь ввиду, что нельзя дробить закупки искусственно. Такие действия могут быть признаны нарушением закона.